Транс Урал (полярная серия) история о том, как мы разведывали ее трассу.

Транс Урал (полярная серия) история о том, как мы разведывали ее трассу.

размещено в: Путешествия | 5

Отгремели аплодисменты и чемпионские возгласы среди гор Приполярное Урала. Закончился первый цикл проекта ТрансУрал, на следующий год он вернется на южный, в Башкирию, чтобы начаться снова. Стать еще интереснее и масштабнее.

Но это был бы не Антон Жиганов, если бы он вот так же сел со всеми в поезд и отправился на Юг. Нет, он чувствует неподдельный интерес к северу у участников, он осознает громадный его потенциал. И поэтому мы едем в противоположную сторону, мы едем на север.

Наша цель, разведка Полярного Урала, на предмет проведения там ультра марафона.

Нас трое:

Антон Жиганов — создатель TransUral, директор гонки.

Просвирин Сергей — опытный ориентировщик и турист, надежный товарищ и очень добрый человек.

Олег Чегодаев — ваш бегущий фотограф.

0 день полярной разведки 

Садимся ранним утром на поезд. Нам предстоит проехать совсем немного 350 километров от станции Инта до спрятавшейся среди уральских вершин станции Собь.

Во второй половине дня будем уже на месте.

Мерно стучат колеса, окна наших боковых полок смотрят на запад в бескрайние  болотистые тундры. Антон изучает карты, и, как знать, какие грандиозные планы рождаются в его нетривиальном разуме.

 

Я же стараюсь совершать как можно меньше движений. Лежу, сплю, восстанавливаюсь после тяжелейших двух недель. Сильно устал, болят ноги, да и в целом организм требует отдыха.

Но каждый раз, бросив взгляд в окно выходящее на восток, теряю покой. В синеватом мареве, еще пока далеко, но с каждым часом все приближаясь и приближаясь, маячит главная вершина Полярного Урала, пирамида горы Пайер.

Вид с железной дорони на Полярный Урал и гору Пайер
Вид с железной дороги на Полярный Урал и гору Пайер

Гора труднодоступная и капризная, у меня на ее счет особые планы.

Железная дорога постепенно приближается к ней, и в ближайшем положении до горы со станции Илецкая останется не больше 40 километров по прямой. Через реки и тундру. Летом это неудобный и бессмысленны маршрут, но вот зимой… такие мысли не дают мне  заснуть.

Вечером того же дня выходим на небольшой станции Собь. Станция эта примечательна для нас двумя вещами:

1. Рядом с ней  есть подобие «горнолыжной базы» с вагончиками для проживания, теоретически здесь можно разместить участников.

2. Это единственное место в данном районе, где есть мост через реку Собь. Уникальности этому сооружению добавляет еще и тот факт, что он частный, платный и «разводной».

Но об этом позже. До заката еще несколько часов, ставим  палатку на берегу Соби, разделяемся и идем на разведку.

Два маршрута 0 дня разведки
Два маршрута 0 дня разведки

Скачать GPS трек Полярный Урал 0 день со станции Собь на севера

Сергей Просвирин отправляется на вершину горы Поуркеу (синий трек)

Мы с Антоном изучаем возможности размещения на станции Собь и прогуливаемся на север через коньон с водопадами, поднимаемся на плоскую вершину 567,5. (Красный трек)

Осмотр вагончиков для проживания оставляет в целом положительное впечатление, достаточно чисто и комфортно.

Проживание на станции Собь
Проживание на станции Собь
Проживание на станции Собь
Проживание на станции Собь
Проживание на станции Собь
Проживание на станции Собь
Проживание на станции Собь
Проживание на станции Собь

 

Однако при общении с людьми, всем этим делом заправляющими, не покидает стойкое чувство самодеятельности. Не берусь ничего утверждать, но мне показалось, что все эти постройки и даже сама горнолыжная трасса с самодельным подъемником не что иное, как самострой. «Земля собитованная» — так называют местные свой уголок. Оно, и правда, похоже, что сюда редко добираются наделенные государственной властью посетители.

Также, судя по всему, в данном уголке Полярного Урала сложился особый, более мягкий,  микроклимат. Стоило нам въехать в горы, как тундры сменились на лес. Видимо здесь менее злые ветра, может быть, чуть теплее и больше снега. У этого есть и обратная сторона,  мошка появилась сразу же, жрет нас, ни капли не стесняясь.

После нанесения деловых визитов отправляемся по тропе вдоль ручья на гору.

Натоптанная тропка вьется по берегам и заканчивается у водопада. Ничего особо примечательного, но говорят зимой он намерзает и становятся красивыми.

Мимо водопада выходим по оврагу на плоскую вершину. Еще чуть — чуть по тундре и нашим взорам открывается местный «артобъект»,

не все знают, что Антон играет в театре, хотя теперь все знают ))

 

Грех не подурачиться найдя телефонный таксофон в горах Полярного Урала.

Кольцевой маршрут завершаем  уже по сумеркам. Обзорное фото в долину реки Собь, на станцию и железную дорогу со скал. Была бы моя возможность, переночевал бы на них с палаткой.

Долина реки Собь - вид на восток
Долина реки Собь — вид на восток
Долина реки Собь - вид на запад
Долина реки Собь — вид на запад

В палатку возвращаемся в одно время с Сергеем, у него тоже все нормально.

1 день  полярной разведки TransUral

cтанция  Собь — вершина 1154  (25 км)

Скачать GPS трек Полярный Урал 1 день cт Собь — г. 1154

1 день на Полярном Урале Станция Собь- г. 1154

 

Первое полярно-уральское утро начиналось долго. Из Салехарда должна бала подъехать группа туристов, Антон договорился с ними о встрече и консультации.

Ближе к полудню она состоялась, около часа смотрели карты.

После, не  теряя более ни минуты, заторопились в горы. Там, на просторах открытых ветрам, должна была пропасть надоедливая мошка, да и глаза просились взглянуть уже на багряные вершины Полярного Урала.

Небольшой затык произошел на мосту через реку Собь,  это единственное подобное сооружение на многие километры вокруг и этим утром он был опущен.

Разводной мост через реку Собь.
Разводной мост через реку Собь
Разводной мост через реку Собь.
Разводной мост через реку Собь.

 

Пришлось искать хозяина и платить деньги за переход. Сумма не большая, но говорят хозяин моста частенько уезжает не оставив ключей. Это может стать неприятным сюрпризом. Хотя залезть на разведенный мост спортивным ребятам труда не составит.

 

Перейдя Собь, поднялись по горнолыжной трассе на вершину невысокой горы. Увидели цель этого дня, вершину 1154. Низкая, но не обложная облачность создавала причудливое освещение и дарила надежду на улучшение погоды.

Вершина 1154
Вершина 1154

По пологим склонам и тундровым полям подошли к реке с труднопроизносимым названием Нырдвоменшор.

Вдоль реки шла дорога, по которой пробежали несколько километров, дорога отвернула на юго-восток, а мы пошли на юг к истокам реки, берущей свое начало в живописной долине, сливаясь в реку из трех потоков.

Нужный нам поток был самый правый, перешли пару, не глубоких в это время года, бродов.

 

Живописная  долина, с ровными площадками так и манила встать на ночевку, и хотя меня тянуло наверх, на обзорную точку, пришлось ставить интересы группы выше своих, оставили рюкзаки внизу.

Начали подъем по круто уходящему вверх ущелью, местами плотно забитому снежниками.

На заднем плане показался массив Рай-из.

 В одном месте пришлось облезть по скалам небольшой 10-15 метровый водопад.  Не сложное лазание в сухую погоду.

Но все же , что в большую воду и первую половину лета, когда снега в ущелье значительно больше, путь этот не самый оптимальный и потенциально опасный.


За обходом водопада еще один протяженный, с хорошим уклоном, снежник и выход в бурого цвета цирк.

Вид на цирк с вершины горы
Вид на цирк с вершины горы

Это была первая наша встреча с «марсианским» цветом Полярного Урала. В лучах вечернего солнца и под низко летящими облаками она  произвела особое впечатление.

В следующие дни этот цвет станет превалирующим. На спутниковом снимке прекрасно видно, что эта часть полярного Урала  отличается цветом от других.

Один из цветов Полярного Урала буро-желтый
Один из цветов Полярного Урала буро-желтый

 

Выходим на гребень и нас подхватывает мощный западный ветер.

На западе садится солнце, подсвечивая бесконечное количество тундровых озер .

С запада подъем на предвершинный гребень выглядит более пологим и безопасным.

По крупному куруму поднялись  на вершину. Как раз вовремя. Вечерний свет создал нереальную, будто бы написанную масляными красками, картину. Виден наш сегодняшний путь, зелень долины реки Собь.

 

А с другой стороны безжизненные просторы. Мы будто на границе, разделяющей жизнь и смерть.

Налетают облака, торопимся вниз.

Последний взгляд на северо-запад

 

Палатку ставим уже по темноте.

2 день  полярной разведки TransUral

подножие горы 1154 — ледник Романтиков — метеостанция на горе Рай-из (28 км)

 Скачать GPS трек подножие горы 1154 — ледник Романтиков — метеостанция на горе Рай-из 

Где-то там наверху утро было волшебное. Я выглянул из палатки и увидел освещенные алым кончики вершин. Но в нашем теплом, уютном, ровном мирочке царило уныние и полумрак. Разве с этими спортсменами сделаешь хорошие кадры…

День обещал быть насыщенным, вышли рано.

Уже через 1,5 километра запланированный переход в долину ручья Кер-доман-шор преградил красивых двухуровневый водопад.

Пришлось обходить его чуть правее, взять «в лоб» крутой курумный склон

Погода хмурилась, низкая облачность закрывала вершины гор.

Сперва шли по долине, затем взяли на гребень, ведущий к столообразной вершине 1143, шли большую часть времени в облаках, но сильный ветер ближе к спуску начал раздувать окна, открывая нам то один, то другой суровый полярный вид.

Это было как нельзя кстати, скоро должен был показаться ледник Романтиков. На Урале я еще не встречал настоящих ледников, поэтому предвкушал встречу с особым воодушевлением.

Видимо почувствовав торжественность момента, погода решила создать максимальные условия. Стоило нам начать спускаться к леднику, как облачность поднялась, начали появляться разрывы в облаках.

Мы шли сверху, и ледник, лежащий в цирке, открылся неожиданно. Великолепное, волнительное зрелище. Совсем не большой, но такой милый. Белоснежные языки, спускающиеся в бирюзовую воду и крошащиеся льдинами. Все это в обрамлении бурых скал и множество родников, водопадами стекающими на ледник.

Ледник Романтиков

 

Это было по-настоящему красиво и непривычно для Урала.

Потеряв голову, я убежал фотографировать, оставив попутчиков любоваться видом.

И  задержался достаточно надолго.

Было стыдно и неудобно, что я заставил ждать друзей и мерзнуть, но как можно было оторваться от такой красоты.

Рад за  будущих участникам полярной серии TransUral, ведь  они посмотрят все сами и пробегут по краю ледника.

Пообедав подле ледника, спустились в долину ручья Кер-доман-шор, и начали подниматься на массив Рай-из.

 

В какой-то момент, мне стало очень тяжело. Было такое ощущение, что кончилась вся энергия. Немного посидев и отдохнув, дошел до платообразной вершины.

Еще 2,5 километра по прямой, вот она наше конечная цель, старая метеостанция. Именно в ее стенах мы и запланировали ночевку. О ее существовании узнали вчера, из общения с местными туристами. Благодаря их энтузиазму она и существует. Шел и представлял  дом на вершине горы, с прекрасными суровыми видами, пропитанный романтикой зимовок, наполненный суровым уютом.

Реальность оказалась, как всегда, несколько другой. Развалины двух строений и один дом, а вокруг  громадная куча мусора, накопившегося за долгие годы существования метеостанции.

Двери все заколочены, вход через разорванное окно.

Внутри сырость, грязь и полумрак.

Видно, что работа по облагораживанию метеостанции идет, поставлена новая печь, сколочены двухъярусные нары, стол, но конца работе в этой труднодоступной точке, где все приносится либо на себе, либо зимой на снегоходе не видно.

Оставил рюкзак и пошел прогуляться к краю цирка, расположенного в 500 метрах от метеостанции.

Сделал фотографию, поискал сигнал мобильной связи, так и не найдя, вернулся назад. И тут меня накрыло. Резко поднялась температура.

Наелся таблеток и порошков, завалился спать.

 

3 и последний день  полярной разведки TransUral

метеостанция на горе Рай-из — поселок Харп (примерно 20 км)

Маршрут РайИз-Харп
Маршрут РайИз-Харп

«Я поднял тяжелые, охваченные жаром, веки и чуть слышно выругался.
В дальнем конце большой грязной комнаты заброшенной метеостанции, там, где располагался заколоченный мутной баннерной тканью оконный проем, полыхал пожар.

Около минуты я лежал в спальнике и проклинал этот рассвет, затем сел и начал надевать всю одежду, которая была с собой.

Пошатываясь, выполз на улицу, под редкие капли дождя и порывы вечного ветра взглянул на горизонт.
В узкую щель между горами Полярного Урала и темными тучами светило солнце. Мягкий, чуть теплый свет заливал вершины хребтов и, остывая, стекал в глубокие темные долины.

Счет шел на минуты, и я побежал.
По мокрому куруму на край массива Рай Из. »

Так, высокопарно я потом опишу процесс создания этой фотографии.

 

Дело и впрямь было так, тяжелая ночь в плену жара, поганое утро, а тут еще и светопреставление

.

С рассветом появилась необходимость принимать тяжелое решение.

До болезни план был такой. Антон Жиганов должен был рано утром, еще до рассвета выйти в поселок Харп и уехать в Салехард на встречу с администрацией. Мы с Сергеем планировали еще несколько дней погулять по приполярному, поснимать, посмотреть.

Антон ушел, как и было оговорено.

А мне предстояло принять нелегкое решение. Утром полегчало, и появилась шальная мысль, что может быть стоит отлежаться денек и продолжить маршрут.
Но здравый смысл взял верх, да и темные тучи надвигающиеся с северо — запада подсобили в принятии решения.

Решил также выходить с Сергеем в Харп и заканчивать наши Уральские приключения.

Легко сказать, да не так легко сделать. Склоны массива Рай-Из достаточно крутые, иногда скалистые.

Пришлось потрудиться, чтобы спуститься к подножию в сторону реки Собь. Состояние опять начало ухудшаться, проклятая слабость.

К вечеру из последних сил добрел до  Харпа. Как только появилась связь, вызвал такси до гостиницы.
И не было большего счастья в тот момент, чем залезть в теплую ванну/половинку и лежать в ней, ни о чем не думая.

 

На следующий день улетел в Уфу.


Кстати, друзья, эта небольшая вставка – реклама моего труда, то, что дает мне средства к существовании и путешествиям, а так же является результатом путешествий, ведь именно в дикой природе я нахожу вдохновение и новые идеи для моей мастерской ювелирных украшений:

Брелок "Каяк сплавник"
Бронзовый брелок “Каяк – сплавник»

Брелоки для ключей из ювелирной бронзы. Также вы можете заказать специально созданный нами подарочный мешочек.  

700  Купить
Серьга "Гора"
Серьга active girl «Гора»
В наличии
[su_lightbox type="inline" src="#gold"][su_button url="#" style="flat" size="6" center="yes" radius="0"]Заказать в золоте[/su_button][/su_lightbox] [su_lightbox_content id="gold" width=600px" shadow="1px 1px 10px #333333"][contact-form-7 id="12578" title="Золото"][/su_lightbox_content]
750  Выбрать ...
Подвеска горы
Подвеска «Горы»
В наличии
[su_lightbox type="inline" src="#gold"][su_button url="#" style="flat" size="6" center="yes" radius="0"]Заказать в золоте[/su_button][/su_lightbox] [su_lightbox_content id="gold" width=600px" shadow="1px 1px 10px #333333"][contact-form-7 id="12578" title="Золото"][/su_lightbox_content]
2300  Выбрать ...
Серьга "Роза ветров"
Серьга active girl «Роза ветров»
В наличии
[su_lightbox type="inline" src="#gold"][su_button url="#" style="flat" size="6" center="yes" radius="0"]Заказать в золоте[/su_button][/su_lightbox] [su_lightbox_content id="gold" width=600px" shadow="1px 1px 10px #333333"][contact-form-7 id="12578" title="Золото"][/su_lightbox_content]
750  Выбрать ...
Бронзовый брелок "Иремель"
Бронзовый брелок «Иремель»

Брелоки для ключей из ювелирной бронзы. На брелоке собирательный образ гор. Также вы можете заказать специально созданный нами подарочный мешочек.  

700  Выбрать ...

Заглядывайте, думается, это отличная идея для подарка себе или увлеченным любимым друзьям :- ) Уникальные украшения про водный туризм и путешествия, родом из Уфы.


Заключение

Маршрут разведки  получился крайне коротким и скоротечным, но мы успели посмотреть и в общих чертах разведать маршрут забега на 2018 год. Это будет красивый и необычный трек, по таким местам в России еще не бегали. Суровая, безжизненная пустыня, ледники, водопады, глубокие цирки и бирюзовые озера  — вот что ждет участников полярной серии Trans Ural. И все это в хорошей транспортной доступности. Всего в 3 часах полета от Москвы. Вся более подробная и информация будет здесь: http://transural-run.com/polarseries

5 Responses

  1. Татьяна Здвизова

    Спасибо огромное! Отличный и познавательный пост!

  2. Антон Жиганов

    Олег, спасибо. А я вспомнил, как навернулся на спуске с Раиза, когда пошёл один в Харп. Что еще раз мне доказало, что горы, какой бы высоты они не были, — это горы и безопасность в них прежде всего!

  3. Алексей Маликов

    Вот Вы Красавцы!!!!
    До встречи на полярной серии

Оставить ответ