Тайна Каповой пещеры А. Рюмин
(Тайна Каповой пещеры)
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
А. Рюмин
В январе 1959 г. на реке Белой удалось обнаружить следы пребывания первобытного человека: сильно стертые камни, похожие на орудия человека, кости зверей, возможно являющиеся остатками его пищи, и богато представленную реалистическую пещерную живопись.
На заре цивилизации в древнем Египте и в Индии (от 2 до 3 тысяч лет назад) человек создал прекрасные рисунки зверей — на стенах дворцов и скульптуры — в поселениях и дворцах. В новокаменном веке (от 5 до 7 тысяч лет назад) и, возможно, отчасти в мезолите (от 7 до 14 тысяч лет назад) он оставил нам в Испании>в Сахаре, в Средней Азии, на Днестре, на Алтае, в восточной Сибири и Беломорско-Онежских землях стилизованные и реже реалистические наскальные изображения зверей. В это время реалистическая пещерная живопись уже была заброшена. Пещерные рисунки новокаменного века и эпохи бронзы (3-е тысячелетие до нашей эры) стилизованы и походят скорее на знаки, которыми люди изображали схемы охоты и рыбной ловли.
Реалистическую пещерную живопись и пещерную скульптуру создал человек древнекаменного века (в период от 14 до 40 или даже 100—150 тысяч лет назад). Рисунки изображают действительно живших зверей, с которыми человек сталкивался. Изображения и скульптура были нужны для тренировки воинов в меткости удара и знании уязвимых мест зверей. Они также служили для воспитания силы духа первобытного охотника, дерзавшего с простым копьем врываться в стадо разъяренных зубров, вступать в смертельную схватку с медведем и львом. Древние изображения животных позволяют узнать природу и климат этих эпох, поскольку известно, в каких природных условиях жили эти звери кроме того, рисунки сами являются показателем уровня культуры человека и высоты его мышления.
До сих пор рисунки людей древнекаменного века были известны только из пещер Западной Франции и Восточной Испании, Северной Африки и Палестины. Сохранились они плохо многие из них до сих пор вызывают споры среди ученых Сейчас во многих пещерах рисунки восстановлены и реконструированы в красках, а сами пещеры превращены в музеи как великое наследие культуры человечества. Ученые написали сотни научных работ об этих рисунках, изданы фотоальбомы. Музеи пещеры посещаются школьниками и студентами, любителями и специалистами.
Географическая ограниченность находок рисунков древнего человека только Западной Европой невольно способствовала развитию неправильных представлений о возникновении очага культуры человечества в холодном климате и о носителях культуры — западноевропейских расах человека.
В пещерах Франции и Испании живопись и скульптура уже существовали в эпоху начала ориньяка -первого этапа развития культуры человека современного типа в Западной Европе По радиокарбоновым определениям стоянки из эпохи ориньяка одни имели возраст 27 тысяч лет, другие были древнее —34 тысяч лет более древний возраст по радиоактивному изотопу углерода определить нельзя. По геологическим данным, начало ориньяка в западной Европе относится ,к началу второго Вюрмского оледенения (около 40-60 тысяч лет назад). Во всяком случае он начался не позднее ледникого интерстадия вюрм (около 60-90 тысяч лет назад). На русской равнине начало ориньяка некоторые геологи помечают временем максимального оледенения равнины в днепровское время. Это отодвигает возраст ориньяка до 150-220 тысяч лет до нашей эры. Другие геологи считают, что ориньяк в Западной Европе и на Русской равнине проходил в одно время и начинался с вюрма.
В ориньяке применялась силуэтная живопись. Изображались только силуэты зверей (в том числе и красочные). В это же время появились первые скульптурные изображения, а позднее и рисунки в анфас. В последний период — мадлен* — пещерная живопись и скульптура достигли расцвета. По радиокарбоновым измерениям эпоха мадлен была от 20 до 14 и даже 11 тысяч лет назад.
Южный Урал никогда не покрывался сплошным ледником, и здесь не было такого холодного климата, как в приледниковых зонах Западной Европы. Ледник находился от Южного Урала далеко на северо-западе, и горные хребты защищали эти земли от холодных северо-западных ветров. Поэтому теплый климат доледниковой эпохи задержался на Южном Урале, несомненно, гораздо дольше, чем в Европе. И животный мир того времени сохранился на Урале дольше и только в более поздние времена ушел к югу, к Африке и Индии. Это позволяло надеяться найти в пещерах Южного Урала следы первобытных людей и их культуры. Прежде всего поиски должны были сосредоточиться на осмотре пещер.
С нетерпением двигаемся мы на лыжах в морозный январский день 1959 г. к самой крупной пещере Южного Урала — Каповой Наша цель —поиски следов первобытного человека. Пещера известна уже около двухсот лет, часто посещалась туристами и экспедициями, описана в научных работах, но никаких следов пребывания в ней первобытного человека обнаружено не было.
Первое что поражает нас,—это громадные размеры входа. Гигантская арка-грот высотой около 40 м и такой же ширины поднимается в скалах узкого ущелья. Отвесные 100—150-метровые скалы нависают над ними. Под аркой сверкает озерцо голубого цвета а над сугробом белого снега зияет дыра черного тоннеля уходящего в недра горы. Вода в озерце имеет температуру 5 градусов тепла (такая же температура оказалась и летом), ту же температуру имеют озеро и ручей в глубине пещеры.
Большой тоннель ведет в гроты-залы, высота которых, подобно высоте потолка больших церквей, достигает 30 м. Диаметр некоторых гротов равняется 30—40 м. Тоннели расположены в два яруса Нижний — протяженностью 328 м. Верхний—протяженностью 439 м — заканчивается озером. Температура воздуха в пещере зимой и летом равна 7—10 градусам тепла. Пещера сырая Капельки воздуха всюду стекают со стен. Ряд залов и стен сухие Второй этаж тоннелей суше, чем первый. В первом этаже много известковых подтеков и сталактитов. В одном из гротов висит громадный сталактит, весом почти в тонну, и посетитель, стоя под ним, невольно ощущает над собой его тяжесть. Под сталактитом вырос большой сталагмит.
Пещера промыта в известняках руслом речки Шульгановки, исчезающей за несколько километров до пещеры и вытекающей из под скалы выходного грота. Горы, в которых образовалась пещера, сложены известняками. Время ее образования исчисляется не менее чем сотнями тысяч, а вероятнее и миллионами лет.
Ходы пещеры идут через высокие колодцы с вертикальными стенами высотой по 20-30 метров, по наклонной плоскости, горизонтально, расширяются до больших залов и сужаются до ходов, в которые можно протиснуться только ползком.
Из следов зверей мы нашли следы медведей, рыси. Слышали сопение и крик зверя, стук упавшего щебня, обнаружили два вида летучих мышей которые тут зимовали, а из насекомых — следы на песке личинок двукрылых на глубине до 220 м и ряд случайных видов.
Но есть ли-следы человека?
Когда мы увидели вход в пещеру, нам показалось что-то знакомое в общей картине. Слева лежит куча камней похожая на каменную мастерскую первобытного человека. Орудия – главный признак пребывания человека. Многочасовой поиск камней — орудий в куче увенчивается успехом. Найдено пять образцов, похожих на шило и скребок. Но холодный душ рассеивает надежды. Камни — из известняка, а человек делал орудия из кремня. С досады чуть не выкинули эта безделушки. Вдруг в голову приходит мысль: кремня нет поблизости, возить кремень неоткуда; почему бы первобытному человеку не делать орудия из крепкого известняка? Бережно завернув чуть не выброшенные камешки, кидаемся в темное подземелье.
Сырость заставляет ежиться от холода, хотя термометр и показывает потепление. Входим в зону темноты. Здесь человек ел и должен был бросать кости. Несколько часов — и на льду устроен склад собранных нами костей древних зверей, которых,-возможно, убил и съел первобытный охотник. На многих костях от древности возникли каменные сталактитообразные наплывы, одна расщеплена вдоль. Так делал первобытный человек, вытаскивая из нее мозг.
Чем дальше углубляемся в пещеру, тем гуще тьма. А вдруг попадется третье доказательство пребывания первобытного человека — скульптура и рисунки? Торопливо продвигаемся мимо леса ледяных столбов-сосулек. Включаем заранее припасенную автофару с аккумуляторами, освещаем стены. Но все напрасно. Никаких признаков рисунков нет.
Много часов мы лазаем по пещере, устали, замерзли. Энтузиазм начинает падать. Чувство голода и усталости подавляет интерес и желание продолжать поиски. Четырнадцать часов в поисках рисунков — и напрасно. Но надо еще раз проверить, нет ли рисунков на гладких каменных щитах стен пещеры. Кажется, нечего ждать от поиска. Только пустое упрямство терзает участников ,и держит их в глубине пещеры.
Но вдруг на гладком щите видим изображение головы лисицы, сделанное рукой человека. Убираем свет, снова освещаем. Но лисица исчезла. Неужели почудилось? Возбужденно ищем всюду и обнаруживаем новое великолепное произведение человека каменного века — голову волка, а чуть левее и ниже — голову медведя.
Звери изображены в профиль красной краской первобытных людей — охрой. Сходство их с настоящими зверями исключительное. Размер рисунка головы волка чуть меньше естественной величины, а голова медведя—в полтора-два раза больше. Но есть отличие от современного бурого медведя- лоб круче- уши больше, позднее в палеонтологическом музее в Москве я убедился, что у пещерного медведя, живущего в те времена в пещерах Урала, лоб действительно был круче, чем у современного бурого медведя.
При дальнейшем изучении пещеры перед нами предстает целая галерея ископаемых зверей, изображенных рукой художника древнего каменного века. Вот гигантская хищная кошка открыла пасть. Глаза сверкают, и большой клык, как сабля, готов вонзиться в тело жертвы. Что это? Тигр, лев, леопард? Нет! Больше похоже на саблезубого тигра.
Но ведь он вымер миллион лет назад! Уже сейчас много разных мнений, саблезубый ли тигр изображен на рисунке. Более точные данные позволят дать абсолютные доказательства принадлежности нарисованного зверя к тому или иному ископаемому животному. Тут еще над многим придется поработать.
Вот львица. А вот зубр нагнул голову и ринулся на врага. Невольно хочется посторониться, чтобы разъяренный бык промчался мимо. В профиль выбита голова хищника с саблевидным громадным зубом. Неужели опять саблезубый тигр? Дальше — две пантеры в анфас. Тур в ракурс. Другие звери. Многое еще неясно и не разгадано. Ряд рисунков, например львов, не вы шел на фотопленке. То, что не получается на фотопленке, считаем недействительным. Тогда все начинается снова: поиск, синтез пятен и штрихов в рисунок, представление об изображении, предварительное определение, что за зверь перед нами, поиски точки лучшего видения и лучшего освещения, фотографирование, работа с фотоснимком, последующие сравнения и проверка.
Чем дальше смотрим пещеру, тем больше видим рисунков. День за днем число их растет. Обнаружены красочные изображения благородного или гигантского оленя, диких степных лошадей (два рисунка), примитивный рисунок лошади, еще одного медведя и других зверей. Размер рисунков до 2 м. Найдена и подставка из кучи камней, сложенная первобытным человеком для рисования на стене.
Можно предположительно определить возраст рисунков. Западноевропейскую хронологию эпох древнекаменного века на Южный Урал переносить нельзя. Возможно, хронология этих эпох на Южном Урале уходит гораздо дальше в глубь времен, чем на западе. Таков может быть и возраст самых древних рисунков. Менее древние рисунки следует отнести к разному промежуточному времени эпох ориньяк, солютре и мадлен.
Кроме рисунков в самой пещере, вблизи нее на берегу реки Белой имеются гигантские изваяния львицы, бизона, головы львов. Их размеры таковы, что их можно сравнить с египетскими сфинксами. Но пока воздержимся от обсуждений их происхождения.
Бродсий Дмитрий
Очень интересная публикация. Но сохранились ли фотографии, негативы и сами артефакты? Где они хранятся?
Я знал Рюмина, но мы никогда в своих беседах не касались палео- археологических тем. Мы с ним взаимодействовали на почве нашего интереса к проблемам зоопсихологии. Сначала я воспринимал его как учителя, потом — старшего товарища, а напоследок наших отношений как оппонента-ламаркиста. Как правило в наших встречах мне отводилась роль слушателя. Но всё равно я благодарен ему. Он дал мне некоторое дыхание, хотя и руководствуясь своими «партийными» и деловыми интересами. Он помог мне прочесть лекцию в Дарвиновском музее, получить билет члена-корреспондента МОИП, предложил мне участвовать, в качестве руководителя второго отряда в организованной им натуралистической экспедиции на Кижи (Онежское озеро в Карелии)…. Конечно, он был увлеченный человек, но скорее как интеллектуал, фанатично пробивающий свою дорогу в советской науке. Жаль, что его одержимость была идеологична и воинственна. Он был сторонником «теории» Лысенко и готов был воевать за свои идеи хоть в рукопашную…Но ведь в настоящей наука нет места фанатизма: это область мысли, доказательств добросовестными средствами.
Рустэм
«Кроме рисунков в самой пещере, вблизи нее на берегу реки Белой имеются гигантские изваяния львицы, бизона, головы львов. Их размеры таковы, что их можно сравнить с египетскими сфинксами. Но пока воздержимся от обсуждений их происхождения.» — а вот это где находится, очень интересно узнать! Вчера только вернулись из Каповой пещеры…
extremepapa
Вот здесь Рустэм, немного обсуждается этот вопрос:
http://forum.nedoma.ru/topic36561-0-asc-10.html