«Байкал в огне» — путешествие по Байкалу на байдарке. (карты +GPS track)
04.08.2015 Байкал. Листвянка.
Тяжело груженая лодка накренилась на левый борт, принимая в свое нутро людей, и выровнялась. Несколько мощных гребков, и свежий попутный ветер подхватил и понес нас вперед к приключениям и открытиям.
В лодке нас двое.
Я – Олег Чегодаев – автор и руководитель путешествия.
Она – Татьяна Олькова – заместитель руководителя, начальник тыловой службы.
Лодка «Маринка-2» – каркасно-надувная байдарка. Легкая (17 кг) и вместительная.
Мы идем в пеше-водный маршрут на 24 дня. Маршрут условно делится на 3 этапа.
- Озерный. По Байкалу вдоль северно-западного берега озера от Листвянки до реки Кочерикова.
- Горный. От устья Кочерикова мы планируем подняться на Прибайкальский хребет и в зависимости от оставшегося времени, погодных условий, состояния участников траверсировать его до истоков реки Лена либо реки Большой Анай.
- Речной. Сплавится по реке до поселка Качуг.
Всего протяженность маршрута должна составить 600-700 км.
Наша лодка тяжело гружена. Когда мы грузили ее и спускали на воду, я подумал, «какого черта»! Как мы все это потащим на пешем участке пути.
Но главная тяжесть – это, конечно, продукты, и они будут уже почти на половину съедены к началу перехода, да и никто не отменял челночную заброску к реке. В общем, на месте будем разбираться.
Итак, что мы везем с собой в лодке:
- Продукты:
24 герметично упакованных дневных рациона по 550 грамм на человека. Завтрак, ужин крупы по 80 гр на человека + сублимированное мясо.
Обед – готовая сублимированная еда американской фирмы «Mountain Hous»
Форма еды очень удобная: быстрая, легкая, экономящая газ, время, воду и, что немаловажно, вкусная. Спасибо магазину: subfood.ru, третий год оперативно обеспечивающему нас сублиматами.
Но, к сожалению, есть и недостатки, их на мой взгляд два. Это цена (с нынешним курсом валюты) около 250 рублей порция и размер порций (Хотелось бы, что бы была больше). Но тем не менее, мы не готовы отказаться от данных обедов в обозримом будущем.
К чаю сладкое.
- Палатка Marmot легкая и просторная, с двумя тамбурами. Но не очень надежная в плане ветроустойчивости. Предназначена для летних маршрутов.
- Спальники Marmot tresles 15 у Тани и какай-то Noname (500 граммовая) простынка у меня
- Очень легкие и компактные коврики (200 гр) купленные в магазине Планета спорт. Всем кто заботится о весе снаряжения, рекомендую.
- Горелка Primus eta solo и один 450 граммовый баллон газа.
- Титановый котелок 1,8 литра
- Ружье 16 калибра Zauer, 2 фальшфейера, 2 сигнала охотника с зарядами. В районе Байкальского хребта и сплава по реке велика численность медведей. Байкальские медведи по некоторым данным являются одними из самых агрессивных на территории России. Поэтому везем с собой дополнительную нагрузку.
- Водное снаряжения. Надувные спасательные жилеты, весла, юбки, ремкомплект.
9. Одежда.
- Навигатор Garmin 62 серии с подборными генштабовскими картами всего преподаваемого района пути. Спасибо магазину «Активный отдых» снимающему с меня этот вопрос по подборке, подготовке и закачке нужных мне карт.
- Всякая мелочь (карты, компасы, батарейки, фонарики и т.д)
- 2 full frame фотоаппарата Canon. Штатив, герметичные кофры.
- Большой солнцезащитный усиленный нами зонт из Икея. Наше «секретное оружие» и главная надежда на первом этапе пути.
Вот и сейчас он, раздуваясь, тянет лодку вперед, скорость на навигаторе 8 км в час, только иногда чуть подгребаю. Таня на носу с «парусом», я буду называть его так 😉
Стартовали мы сегодня достаточно поздно, в 12 часов дня, с каменистого пляжа поселка Листвянка.
Всю ночь шел дождь, но к утру успокоился, подул попутный нам ветер, и мы под прощальные взмахи обитателей пляжа отчалили. На озере пологая волна до полуметра.
Наша лодка уверенно и быстро двигается вперед, подгоняемая ветром.
Иногда гребем, иногда сидим и ловим ветер парусом. В далекой дали теряется противоположный берег, голубой изрезанной линией виден хребет Хамардабан.
Слева скалистый берег поросший тайгой. Красиво. По берегу иногда, забираясь вверх на вершины и иногда преодолевая каменные осыпи под невероятным (как кажется с воды) углом, идет «Байкальская туристическая тропа», на ней иногда видны туристы.
На ночевку встали за мысом Большой Кадильный.
Вечером в гости приплыла нерпа, ее маленькая круглая голова то показывалась над водой, то бесшумно скрывалась в 50 метрах от нас.
Прошли за день 31 километр.
05.08.2015
Встал в 5 утра до восхода. Пока ждал солнце, опять видел нерп. Сегодня они подошли совсем близко, наверно, метров 15-20. Небо чистое, и восход не впечатлил. Солнце всплыло из воды, буднично и торопливо побежало по небу.
Похоже у меня профдеформация. Лет 5 назад я каждому восходу был рад и восторгался им. Теперь это должно быть что-то поистине грандиозное, чтобы оставить след в душе.
Вышли в 7.30 утра. Весь день гребли при полном штиле.
Солнце жарит нещадно, начал обгорать правой стороной лица, т. к. весь день преимущественно повернут к светилу этим боком.
К вечеру, когда на горизонте показались скалы бухты Песчаной, стали свидетелями разгорающегося лесного пожара.
Скалы, сперва четко видимые по мере приближения к ним, начали темнеть и меркнуть.
Не могли понять почему, пока не подошли на близкое расстояние. Густой шлейф дыма тянулся с близлежащего берега в попутном с нами направлении. Решили не идти к нему и встать чуть не доходя на красивом мысу.
Место для ночевки сказочное: красивый вид на скалы бухты «Песчаная», берег в крупных камнях, сверху практически вплотную подходят языки курумов, стекающие с высоких скал над нами. Что особо запомнилось, так это их цвет, он красный. Камни красноватого оттенка. Совершенно необычно.
Таня осталась ставить лагерь, я полез на вершины над нами, на скалы. Пока не ушло солнце, с надеждой снять пожар, скрывающийся за гребнем.
Поднялся минут за 30 на первые скалы, вид интересный, но солнце ушло. Решил, что вернусь сюда утром, к восходу.
Полез выше, поднялся на вершину, очень интересные красивые и древние скалы, красивые яркие лишайники на камнях.
На спуске почувствовал, что ветер изменился и дунул в нашу сторону, пришел дым. И очень быстро стало нечем дышать. Густой древесный смог, слезятся глаза, першит в горле, да и курум проклятие мелкий, так и наровит уйти из под ног. Хапнул горя по полной, пока спускался вниз, переживал как там Таня внизу, как будем ночевать в этой атмосфере?!
Но ниже, дым начал рассеиваться, видимо основное облако шло поверху, и к воде, я почти свободно вздохнул.
Перед сном поставил будильник на 4 утра. Встать и залезть на скалу к восходу.
За день прошли 41,7 км.
06.08.2015
Странный день был сегодня каменные осыпи — полный удач и разочарований. Встал как и планировал в 4.00 утра, быстро собрался и полез на вчерашнюю скалу. Дым поднялся и висел всклокоченными космами на высоте 500 метров над уровнем Байкала.
30 минут лез по курумам наверх, и когда поднялся обрадовался, отличный вид, многообещающий. Узкая полоса горизонта, снизу Байкал, сверху дым и живописные скалы, едва угадывающиеся в утреннем сумраке.
Включил фотоаппарата и обомлел, заряд на нуле! Как такое может быть!? Я прекрасно помнил, что поставил новый аккумулятор вечером. Как назло, по велению рока, перед выходом выложил герму с фотопринадлежностями. И не сказать, что она мне сильно мешала, так просто, по непонятному порыву.
Делать нечего, надо бежать вниз, пока не началось светопредставление. В запасе у меня еще минут 20-30 поэтому не торопясь, чертыхаясь спустился на берег.
И рассвет не подкачал, солнце встало большим перевернутым восклицательным знаком,
Весь мир вокруг погрузился в кроваво-красный свет, было такое ощущение, что все вокруг залито кровью.
Снял несколько хороших панорам как мне кажется. Но конечно, все станет ясно дома, когда выгружу фотографии.
Пока завтракали и собирались дунул ветер, и к нашему разочарованию, встречный. Похоже предстоит весь день работать веслом.
Вышли в 7.40, довольно быстро догребли до пожара.
Открытого огня не видно, но дым идет от берега и до практически вершины горы единым фронтом, в сторону бухты Песчаная. На пути у пожара в паре километров палаточный лагерь, люди спокойно занимаются своими делами и, такое ощущение, не собираются куда-то уезжать. Людей, занимающихся тушением пожара, не увидели.
Подошли к скале «Бакланий камень», сделали вокруг нее кружок, пошугали птиц.
Впрочем слово пошугали не совсем подходит, чайки и бакланы совсем наглые. Не боятся, суматоха и гвалт, хорошо хоть на головы нам не накропали.
На турбазах в бухте очень людно, решили не заходить, на выходе из-за восточной скалы бухты впервые столкнулись с сильны встречным ветром, но спрятались под скалы практически вплотную и попали в ветровую тень. Так и пошли под берегам в 2-3 метрах от обрывистых скал.
Рельеф изменился, и стал сказочнее и добрее. Скалы ниже, из черных превратились в золотые, состоящие из песка, глина, и какого-то другого камня. Соответственно, берег стал мягче и податливее воздействию воды и ветра.
Множество причудливых башенок, гротов, а сверху лиственницы и кедры. Между скалами укромные песчаные бухточки с золотым песком. Даже изменился цвет воды, она стала бирюзовая и более светлая, играет на дне светлый песок.
К обеду дошли до райского вида песочного пляжа, полукруглым изгибом вдававшегося в берег на протяжении пары километров.
Такое место пропускать никак нельзя, ярко светит солнце, чистый пустынный пляж, бирюзовая вода плещется у наших ног. Вот он классический отпуск миллионов. Растянулись на пенках в заслуженной неге, приготовили обед, искупались, занялись любовью…
Где этот грозный и неприветливый Байкал? был ли он? даже не верится…
Все изменилось очень быстро, подул упругий встречный ветер, мелкая морщинистая рябь покрыла озеро. В срочном порядке отчалив, с проклятиями за беспечность и потерю времени, с трудом выгребали против ветра и волн.
Направление ветра изменилось, стал дуть к берегу под более острым углом, и теперь уже не спрятаться под берегом в тени. Да и сила ветра увеличилась. Первое серьезное волнение на нашем пути, волны около метра, порывы такие, что когда дунет тяжело удержать лодку носом по ветру.
У Тани неожиданно острая боль в локте. Обеспокоенные этим, и волнением на воде, решили встать на ночевку раньше, на красивом мысу, поросшем хвойным лесом.
Вечером во время заката гуляя по берегу в поисках кадра, обнаружили, что мы не одиноки на этом клочке суши. Нам на встречу прошел приветливый мужчина в возрасте, ведя за собой кораблик, (снасть для рыбалки). Поздоровавшись, пригласил на чай и свежекопченую рыбу. Это было то предложение, от которого не отказываются.
При свете лампы сидели на сбитой из плавника кухне, ели рыбу, пили чай и слушали рассказы нашего нового знакомого Александра Леондовича.
Крепкий мужчина за 60 лет, живет уже третью неделю на этом полуострове с внуком, ловят рыбу, гуляют, обустраивают лагерь. Говорит третий год уже на этом месте, и с пожарами уже не впервые такая засада. Поев вкуснейшей свежекопченной рыбы, пошли спать.
За день пройдено 31,7 км.
07.08.2015
Встал в 5 утра и сразу принялся за готовку, чтобы выйти на час раньше, пока нет ветра. Попутно фотографировал рассвет, солнце встало над озером, пробив путь через легкую дымовую завесу.
Вышли в 7.10, ветра не было, но шли большие пологие волны встречным курсом.
На такие вольны вначале медленно взбираешься, потом быстро скатываешь к следующей горе. Срезая изгибы берега отошли на 2-3 км, что щекотало нервы.
К 11 часам на подходе к селу Бугульдейка, задуло. Сильный боковой ветер начался неожиданно. Пошли резкие короткие волны с барашками, порывы с трудом позволяли держать лодку на выбранном курсе.
Ненадолго пристали вычерпать нахлеставшуюся в лодку воду и пошли дальше. По-плутали в хитросплетении причальных полуразрушенных ходов в районе поселка, и вышли за мыс. Вот здесь и началось светопредставление. Оказалось, что те волны, которые пробивались до этого под защиту мыса, были детской забавой.
Высокие, злые волны, сильный ветер и мы на отмели. Немного зазеваешься и «тканевую» лодку изорвет о камни дна волнами. Пришлось выгребать в открытое «море» против волн, прыгая по волнам и получая каждый раз по приличной порции воды, обходя берег на приличном расстоянии.
Когда же нам пришлось развернуться и встать боком к волне, вот ту начались еще большие проблемы. Был большой риск перевернуться. Пройдя так несколько километров и обойдя мыс решили попробовать пристать. Подошли к берегу максимально близко и в промежутке между волнами я соскочил по пояс в воду и подхватил лодку. Тут же был обдан водой с ног до головы, но удержал ее от выброса на камни. Спрыгнула Таня и, надрывая спины, мы вытащили полную лодку воды на берег.
На берегу решили пережидать ветер, а так как судя по всему это надолго, пошел за несколько километров, через гору, в село Бугульдейка, за хлебом и мороженным.
Скрытое за хребтом от озера село оставило гнетущее впечатление, укрытое дымом и пылью поселение резко контрастировало с чистотой и прозрачностью байкальской воды. Казалось, в этой иссушенной, превратившейся в пыль земле, с чахлыми лиственницами и пожухлой травой, нет ни капли воды.
Когда вернулся на берег, Таня спала, укутавшись в спальник, под громогласный, но уже стихающий, шум прибоя.
Ближе к вечеру, как нам показалось, ветер значительно стих, и мы решили попробовать пройти еще какое-то расстояние.
Но, как оказалось, это был всего лишь хитрый ход, дабы заманить нас в свои воды. Стоило нам отойти от берега и взять курс, как не прошло и 15 минут, а ветер задул с еще большей силой.
Так борясь с сильной боковой волной прошли еще 7 километров. и встали на небольшой галечном пляжу.
Вечером гуляли по окружающим скалам.
Перед сном решил освежить информацию по ветрам дующим над Байкалом и идентифицировал сегодняшний ветер как Баргузин
Справка из википедии:
Баргузи́н — мощный восточный ветер, дующий в средней части Байкала.
Возникает за счёт стока холодного воздуха из Даурских степей, имеет характер боры. Скорость обычно менее 20 м/с, продолжительность — несколько часов. Особой мощи он достигает осенью.
За день пройдено 27,5 километров
08.08.2015
Вчерашний опыт раннего выхода показал свою эффективности и сегодня мы решили развить успех. Встали в 4 утра, и через час были уже на воде. Мир еще спал, и только шум наших гребков нарушал его покой.
Встретили восход солнца, оно поднялось неожиданно и очень тихо из дымной пелены, кроваво красное и уставшее.
Рельеф изменился в третий раз. Горы голые, без леса обрываются скалами прямо вводу . Между скалами множество бухт и практически в каждую из них ведет дорога. А если есть дорога, значит она заполнена отдыхающими на машинах. Усугубляет положение то, что сегодня выходной.
Шли достаточно ходко и к 9 утра прошли 20 километров.
Именно в этот час, кто то включил рубильник с подписью «встречный ветер», и в районе мыса Крестовый мы встретились с ним лоб в лоб.
Обедали на небольшом галечном пляже со всех сторон окруженном скалами. Это было единственное место, где не было людей. Таня даже умудрилась немного поспать.
Когда садились в лодку, опростоволосились на всю бухту. Я нагрузил один борт, лодка накренилась и в этот момент подошедшая волна коварно ударила в поднятый борт. И поплыло наше снаряжение по воде, из перевернутой вверх дном лодки. Быстро сориентировались, все достали лодку перевернули, казалось бы ничего не потеряли, но в голову пришло понимание того, как не устойчива может быть наша скорлупка. Неприятная мысль, но полезная.
После обеда ветер еще сильнее, и практически все время шли вдоль скал, уходящих бастионами ввысь и теряющихся в дыму.
Если что-то случится, выбраться на берег будет проблемой. Особенно впечатлил скальный массив Берхе-Цаган.
Под вечер пересекли широкий залив Усть — Анга. Это было волнительно, так как весь день мы шли очень близко под берегом под относительной защитой скал, а здесь пришлось пересечь двух с половиной километровый залив в полутора километровом отдалении от берега, особенно неприятно было то, что ближе к центру залива мы перестали видеть берега, гребли в белесую неизвестность. На воде было не спокойно, и мы понимали, что в любой момент может задуть горняк (сильный ветер дующий от берега) или баргузин ( сильный ветер дующий с востока) и буквально в течении 10 минут на воде может начаться ад.
После пересечения залива начали искать место под стоянку, но неожиданно это оказалось проблемой. Везде сплошные голые скалы. Дошли до бухты Ая, и встали на маленьком клочке более менее ровного каменистого берега. Для подготовки места под палатку пришлось сильно потрудится.
В километре от нас турбаза и большая стоянка автотуристов. Весь берег уставлен машинами, играет музыка,
горят костры. Не лучшее место для ночевки, но выбирать не приходится, к сожалению. За день прошли рекордные 46,7 км .
09.08.2015
Ночь беспокойная — музыка, пьяный ор, это совсем не то, что я хочу слышать в своих походах. Поскорей бы пройти Байкал и уйти в горы, к Лене.
Встали в 4 утра вышли в 5. Сразу ветер в лицо, под берегом болтанка.
После вчерашнего рекорда чувствуем усталость, ноют суставы.
Планировали заночевать сегодня за 10 километров до Ольхонских ворот, но с местом для стоянки опять проблема,
так и дошли до пролива, в пролив дует сильный попутный ветер, достали «парус» и на полных парах влетели в щель между материком и островом.
Ветер был такой силы, что зонт скрипел и выгибался, норовя порваться. За поворотом в начале пролива и встали, на краю песчаного пляжа. С видом на остров и проходящие через пролив корабли.
Вечером прогулялся на близлежащие горы к закату. Правда ничего красивого не увидел, местные гоняют под совершенно невообразимыми углами по безлесным горам на машинах, все склоны в следах.
Остров затянут дымом. Похоже мы приближаемся к эпицентру пожаров, с каждым днем видимость все хуже и похоже надежда на то, что мы увидим Байкал с чистым воздухом может не оправдаться.
За день прошли 36 км.
10.08.2015
Утро началось с удачи, в проливе между Ольхоном и материком ровный сильный попутный ветер. Расправили зонт и бодро пошли в Малое море. А надо признаться пролив беспокоил меня вчера, тут частенько бывает ветрено, теплые воздушные массы, устремляясь в этот узкий ход, рождают шторма. Именно здесь произошла одно из главных кораблекрушений на Байкале.
1901 году на мысе Кобылья голова погибло более 170 человек в разыгравшейся буре, был разбит корабль Потапов, и всему виной коварный ветер Сарма.
Прошли Кобылью голову и вышли в Малое Море, на дымном горизонте показался остров Хибин, как кит всплывший на поверхность сказочного моря. Взяли курс на остров.
Вокруг тишь да гладь, пройдя пролив, ветер кончился и поверхность озера спокойна и безветренна.
Греб и думал, как хорошо, быть может, роза ветров изменится здесь, и мы сможем проходить больше, не будет этого изматывающего встречного ветра.
Пришла маленькая боковая волна со стороны противоположного берега…
Еще волна…
Еще волна…
Наверное прошел корабль где то в тумане, подумал я.
Хм странно, волны идут уже больше минуты и такое ощущение что увеличивается, а вокруг не единого ветерка.
Говорю Тане, что мне это не нравится, она согласна со мной. Наше положение на озере не самое удачно, по правую руку скалистый берег, по левую берега совсем не видно, мы в километре от острова Ольхон и чуть меньшем расстоянии от острова Хибин.
Пока я думаю, волны становятся все больше и больше, они идут четким строем, как наступающие полки, в совершеннейшей тишине.
Гребем изо всех сил к острову, где на закрытой от волн стороне виднеется небольшая песчаная бухта.
Благополучно и вовремя прячемся в нее. Что же это такое, волны все нарастают и нарастают, вот уже показались белые барашки на их гребнях. Решаем осмотреться и по необходимости переждать непогоду.
Остров маленький, поднимаемся на вершину, загаженной птицами, скалы.
Наблюдаем как с противоположного берега идут волны. Но безделье страшный враг, даже не представляю, какое это испытание оказаться на необитаемом острове без лодки. Смотрим на Ольхон и видим, что под защитой нашего острова всего несколько сот метров до скалистого мыса, а дальше чуть влево и можно укрыться в бухте. Решаем попробовать.
И правда под защитой острова спокойно доходим до скалистого Ольхонского мыса, волны не большие. И здесь нам надо пройти несколько сот метров вдоль стены до бухты, вот тут начинаются настоящие проблемы. Волны, ударяясь о скалы, отражаются и идут в обратном направлении, создавая жуткую хаотичную болтанку. Мы гребем, прилагаю все силы, нашу лодочку болтает и бросает, самое страшное, когда тебя поднимает на одной волне, и тут же перехватив на другую противоположную, бросает на 1,5-2 метра вниз в черную бездну. В какой-то момент я уже думаю, что нам не удержаться… но еще несколько мгновений, сильных гребков, ободряющих криков и мы входим в бухту. Какая неожиданность: бухта скалистая, все берега высокие и обрывистые. Это удар, идем вглубь с беспокойством обшариваю взглядом скалы на предмет выхода на берег, и, к нашему счастью, такое проход находится в самом конце — небольшой, заваленный мусором, деревом и крупной галькой, пляж 3-5 метров шириной и разрыв между скалами с крутым подъемом.
Причаливаем. Кажется вовремя, волна продолжает нарастать. Вот мы и на Ольхоне, поменяли маленькую камеру на большую))) почти жертвы кораблекрушения. Что делать, остается только ждать. Гуляем по близлежащим скалам и берегу, наблюдаем разбушевавшуюся стихию.
Ветер усиливается.
Чрез 3 часа сидения на берегу, становится невмоготу. Зовет, тянет что-то, надо действовать. Таня предлагает на первый взгляд безумный вариант, но так как выбор не велик: либо действовать, либо сидеть на берегу и ждать у моря погоды, решаем попробовать.
Суть плана такова, мы не знаем сколько продлится непогода. Берег ставший нам убежищем ничем не примечателен, и находится мы долго здесь не хотим, с другой стороны в 6 километрах по нашему пути остров Огой, с буддистской ступой на вершине. Нам и надо то, что всего то перетащить нашу лодку через 3 горы и, выйдя по берегу под остров, под его защитой переплыть к нему.
Ходим челноками, груза много и он не подготовлен для пешей переноски. Вначале несем лодку, потом я возвращаюсь за рюкзаком, потом еще за одним. На каждый отрезок три ходки. Благо идем по дороге. Втаскиваем лодку в крутые подъемы. Жарко, душно, пот заливает глаза, руки болят от тяжелей и неудобной ноши.
Так, пройдя около 3 километров и перейдя два перевала, спускаемся в пологий залив.
И тут о чудо, присмотревшись, видим, что ветер спал, и уже не кажутся волны такими угрожающими. Облегчение и досада. Радостно, что на этом можно остановиться, огорчение, что можно было бы вообще не заниматься этим Сизифовым трудом, но с другой стороны, это лучше, чем безвольно сидеть и ждать у моря погоды.
Грузимся в лодку и переходим на остров Огой, удобная бухта используемая для причаливания у него на юге, мы же решаем зайти с севера, чтобы на следующий день по утру не огибать остров и быстро перейти на противоположный берег. Но тут засада, скалистые высокие берега, хотя на карте они не отмечены.
С трудом находим маленький закрытый пляж, и выход по крутой осыпному склону наверх. Там и решаем заночевать.
Остров активно посещается туристами, только при нас несколько кораблей причаливают к нему, но мы находимся в другой стороне, за холмами и нас не видно.
После того как последний корабль покидает его, мы отправляемся на нашу вечернюю экскурсию. Немного разочарованы: обычное туристическое место, белоснежная ступа, все завешано ленточками, забросано монетками, домик — магазин охранника. Весь окружаюший ландшафт заполняют странные фигуры, сложенные из камня.
Прогулявшись немного, возвращаемся к нашей обители и я принимаюсь за описание прошедшего, такого тяжелого и интересного дня.
За день пройдено по воде 21,8 км, волок с возвратами 7,2 км.
11.08.2015
Спал плохо. Было беспокойно — как оно будет на воде завтра. Утром нам предстояло перейти на другой берег. 4 километра в «открытом море», что после вчерашнего внезапного волнения не придавало спокойствия.
Встали как водится в 4 утра, на озере волна, но не сильная, надо идти. Сели на воду да как загребли! Перешли на северный берег Малого Моря благополучно. Правда совсем угнетает дым.
Дым везде, видимость не больше километра, как надоело это!
По берегу пошли сплошные стоянки, грязь и мусор, настроение пошло вниз.
В 9 утра, точно что и во вчерашнее время, из распадка в горах, напротив которого мы как раз были, дунуло! Так дунуло, что мы едва могли удерживать лодку на курсе вдоль берега, ветер стремился унести нас на простор волны.
Вот это постоянство! можно часы сверять.
Вчера я опять изучал байкальскую розу ветров, и этот ветер называется Сарма.
Справка из Википедии:
Сарма́ — ветер, дующий в средней части Байкала. Является самым мощным ветром Байкала.
Сарма представляет собой сильный шквалистый ветер, вырывающийся из долины реки Сармы, впадающей в Малое Море. Является разновидностью ветра бора́, схож с горной и трамонтаной. Появляется, когда холодный арктический воздух с Приленского плато, переходя через Приморский хребет, попадает в суживающуюся к берегу Байкала долину реки Сармы, которая представляет собой своеобразную природную аэродинамическую трубу, при выходе из которой ветер достигает ураганной скорости.
Скорость сармы достигает 40 м/c, но может доходить и до 60 м/с. Ветер может непрерывно дуть несколько суток, при этом бывает настолько силён, что вырывает с корнем деревья, переворачивает суда, срывает крыши с домов и сбрасывает домашний скот с берега в море. Жителям посёлка Сарма, расположенного в долине одноимённой реки, приходится привязывать крыши домов к земле. Этот ветер наиболее част и свиреп осенью и зимой.
В среднем, в ноябре сарма дует 10 дней, в декабре — 13. Обычно ветер охватывает акваторию залива Малое Море, но её отголоски иногда могут достигать и восточного берега Байкала. Скорость ветра нарастает скачкообразно и быстро достигает силы урагана.
Прошли распадок и все стало более менее спокойно. Долго не могли найти стоянку для обеда, все вокруг заставлено машинами, или помойка. Впрочем большинство машин сегодня едет в обратно направлении.
У меня тоже стали появляться мысли, стоит ли продолжать? За последнюю неделю мы практически ничего дальше 1 км не видели, и задымленность с каждым днем становится все выше.
Такими мыслям и греб до мыся Ядыртуй. При подходе почувствовали запах дыма, так и есть горит лес на склонах гор в паре километров. Люди эвакуируются, на берегу МЧС-ные машины.
Решаю остановиться и узнать обстановку.
В машинах только водитель, но и он делится ценной информацией: основная мысль — «дальше будет только хуже», один из эпицентров пожаров в Качугском районе, там куда мы как раз планировали выходить.
Удрученный иду к лодке, включаю телефон, связь есть. Звоню в Иркутск, прошу посмотреть актуальные космоснимки пожаров.
Через какое то время получаю снимки, ситуация удручающая, весь наш предполагаемый путь в огне.
После недолгих размышлений решаем разворачиваться.
Это все!
Больше ничего не охото в этот день, за исключением одного, убраться подальше с этого дымного озера.
На обратном пути стопим корабль и доходим на нем до мыса Хадарта.
Завтра попробуем поймать попутку и уехать в Иркутск. Поедим за чистым воздухом и дальними видами в Ергаки…
За день пройдено 21 км.
12.08.2015
Стояли с утра, пытались остановить машину. Несколько часов глотали пыль, и все совершенно безрезультатно.
В какой то момент плюнул, приколол на «хобу» 1000 рублевую купюру.
Через 3 минуты тряслись по дороге в небольшом легковом грузовичке. Добрались до трассы на Иркутск, не успел поднять руку как остановили буханку и бесплатно доехали до райцентра, там на маршрутный автобус и вечером были в Иркутске.
Заселились в милый хостел находящийся в частном доме, практически в центре города. Решили посвятить Иркутску весь завтрашний день.
полный фотоархив путешествия:
https://vk.com/album1694304_227685490
https://vk.com/album322442_227152122
Маршрут нашего похода можно скачать здесь:
GPS трек водного путешествия по западному берегу озера Байкал
Если у вас возникли вопросы вы всегда можете их задать лично!
До встречи в Ергаках!!.
Аноним
Здорово! Очень жаль, что пришлось сойти с маршрута (( В 2016 г. в июле с девятью детьми на тримаране прошли из Листвнянки до Северобайкальска за 23 дня. Пожары почти не застали. Проблемы с ветром до боли знакомы ))), особенно в районе Бугульдейки. Порадовало, что ваша первая стоянка за мыс. Кадильным, была там же, что и наша. Удачи!!!
Chikushkin
Спасибо))) !
Алексей
Отличный отчет! Читал с большим удовольствием. Жду не дождусь, когда автор начнет писать о своей экипировке, о чем сообщал в недавней рассылки))
Влад
Здорово! Прочитал с большим интересом!