Музей кочевой культуры — место, где рождаются путешественники.

Музей кочевой культуры — место, где рождаются путешественники.

Выбирай! не стой у черты,

Безмятежную жизнь любя,

Твердо знай не выберешь ты —

Выбор сделают за тебя…

(отрывок К. Куксин)  

Вначале было слово.

Хозяин белых оленей. К. Куксин
Хозяин белых оленей. К. Куксин

 

Я прочитал книгу Константина Куксина «Хозяин белых оленей»  и потерял покой.

Вот где настоящие географические свершения и открытия современности, не пустота странствий во имя своих амбиций, а стремление исследовать и показать  параллельный с нами мир, такой близкий и в то же самое время бесконечно далекий. Показать  людей, живущих свободно и гармонично в соответствии с укладом предков, кочевников 21 века.

 

А еще появилась мечта, добравшись таки до Москвы, найти время и посетить Музей кочевой культуры, созданный  Константином Куксиным, пожать ему руку, снять репортаж и рассказать вам, друзья.

3 года я ждал момента и, наконец, воплотил  эту маленькую мечту в жизнь.

За несколько дней до поездки в Москву, когда стало точно известно, что мы едем, начал искать возможности попасть на одну из программ музея. Уже тогда я точно знал, что гарантированно попасть на программу можно только по предварительной записи. Желающих много, а «лектории» не большие.

 

Красивый официальный сайт, к сожалению, ясности в этот вопрос внести не смог. Хороший, в качестве визитки, он совершенно бесполезен для человека, пытающегося получить оперативную информацию по делам, происходящим в музее.

 

В официальной  группе музея Вконтакте  жизнь определенно присутствовала, но вопрос заданный в специально созданной для этого теме в течение суток так и не нашел ответа, информация о программах на предстоящие выходные не появлялась, и я понял, надо звонить.

 

ТЕЛЕФОН ДЛЯ ЗАПИСИ  НА ПРОГРАММЫ МУЗЕЯ КОЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

8 916 513-31-48

 

И, как оказалось, это было единственно правильное решение.

В итоге короткого телефонного разговора, все вопросы были решены, и нам предстояло прибыть  в воскресенье к 16.00 на лекцию (даже язык не поворачивается назвать это таким скучным словом) о малочисленном народе севера — ненцах.

Наверное, это судьба и хороший знак, решил я, ведь знакомство с «вселенной Куксина» у меня тоже началась именно с этого народа.

 

В назначенный день Москва тонула в первом снегу, переходящем в соль, грязь и слякоть, а мы с Татьяной бодро шагали по направлению к музею.

Добраться до музея очень легко, 10 минут пешком от станции метро  Авиамоторная.

 

Конечно, мы пришли раньше означенного срока, примерно на час, постучались и, низко поклонившись,  вошли в монгольскую юрту-офис. Контраст был ошеломительный, серый и неуютный московский день  растворился за дверью, и мы погрузились в янтарный мир музея.  Яркие краски национального интерьера, добрая улыбка администратора.

Администрация Музея кочевой культуры расположена в монгольской юрте
Администрация Музея кочевой культуры расположена в монгольской юрте

Заплатив по 400 рублей с человека за посещение, получили билеты.  Времени до начала оставалось много и я, набравшись наглости, спросил, а нет ли возможности посмотреть и снять другие национальные жилища, представленные в музее, для солидности продемонстрировав камеру с самым большим имеющимся у меня объективом.

Стоило мне закончить обращение, как за спиной скрипнула дверь, и в офис вошел парень.

Ему то и была уготована миссия познакомить нас и вас, друзья, с некоторыми жилищами кочевников сверх установленной программы нашего посещения.

Знакомьтесь, Станислав. Сотрудник музея кочевой культуры, молодой ученый, этнограф, пишет диссертацию о малочисленных народах севера.

Станислав, работник Музея кочевой культуры
Станислав, работник Музея кочевой культуры

 

 

Сейчас, наверное, надо отвлечься от описания событий, и для большей понятности происходящего далее рассказать о том, как работает Музей кочевой культуры,  и в чем его уникальность.

Музей кочевой культуры создан Константином Куксиным, путешественником, этнографом, писателем … на территории  школы № 1321 «Ковчег» 13 лет назад.

Все началось с поездки в Монголию, знакомства с ее культурой. Именно оттуда был привезен первый экспонат музея, монгольская юрта,  придумана концепция.

И с тех пор  каждый год Константин Куксин и его постоянно увеличивающаяся команда единомышленников отправляется в отдаленные уголки планеты в этнографические экспедиции, ученые живут вместе с кочевыми народами, включаются в круговорот их жизни, изучают ее максимально близко и глубоко, принимая в ней непосредственно участие. Главным итого поездки (поездок) служит покупка и установка национального жилища и создание в нем аутентичного интерьера.

На сегодняшний день на территории школы, в окружении типовых панельных домов, установлены 20 национальных жилищ 14 кочевых народов мира.

После установки жилища готовится интерактивная лекционная программа, суть ее заключается в том, что посетители как бы оказываются в гостях у семьи кочевников, в их жилище. В течение 2 часов им рассказывают об истории, быте, верованиях народа, полностью погружая в атмосферу жизни. Уникальность происходящему придает то, что все экспонаты музея, в окружении которых находится посетитель, являются подлинными и могут быть использованы по назначению. Все можно потрогать, примерить, отведать национальные блюда и напитки.

Очень важным нюансом является то, что программу может вести только тот сотрудник музея, который лично посещал и изучал жизнь кочевого народа, теоретиков в музее Куксина нет.

Итак, мы торопимся бегло посмотреть несколько жилищ, имея в запасе пол часа.

 

Посмотреть музей за 1800 секунд
Посмотреть музей за 1800 секунд

 

Сперва Станислав ведет нас в «ярангу», жилище «не мирных чукочей».

Яранага в Музее кочевой культуры
Яранага в Музее кочевой культуры

В яранге царит полумрак, в центре очаг, у дальнего края полог, в котором живет семья кочевников.  По стенам развешены предметы быта.

Внутренний интерьер яранги
Внутренний интерьер яранги

Необычные живые запахи выделанных оленьих шкур, дыма и бог еще знает чего смешиваются, и в сочетании с загадочным  теряющимся в полумраке интерьером погружают вас в состояние нереальности. И вот уже никуда не хочется уходить. Прилечь на мягкие оленьи шкуры, разложенные по краям яранги, и на мгновение остановить безудержный бег урбанистического мира.

Затем чум — цаатанов.

Чум цаатанов в Музее кочевой культуры
Чум цаатанов в Музее кочевой культуры

 

очень маленького и молодого народа, живущего в отдельных, труднодоступных ущельях монгольского Алтая.

Чум цаатанов внутреннее убранство
Чум цаатанов внутреннее убранство
Чум цаатанов внутреннее убранство
Чум цаатанов внутреннее убранство
Чум цаатанов внутреннее убранство
Чум цаатанов внутреннее убранство

 

Монгольская юрта, яркая и красочная.

Монгольская юрта в Музее кочевой культуры
Монгольская юрта в Музее кочевой культуры

В ней только недавно закончилась программа, и в стаканчиках еще налит чай с молоком.

Монгольская юрта внутренне убранство
Монгольская юрта внутренне убранство

 

Устланное циновками жилище туарегов, освещаемое одиноким фонарем.

Внутри шатра Туарегов в Музее кочевой культуры
Внутри шатра Туарегов в Музее кочевой культуры
Внутри шатра Туарегов в Музее кочевой культуры
Внутри шатра Туарегов в Музее кочевой культуры

 

Кибитка Венгерских цыган.

Жилище цыган внутренне убранство
Жилище цыган внутренне убранство
Жилище цыган внутренне убранство
Жилище цыган внутренне убранство

Алацик — жилище кочевников Ирана — шахсевенов.

Алацик в Музее кочевой культуры
Алацик в Музее кочевой культуры

 

Каждый раз, откидывая полог или открывая дверь очередного экспоната музея, мы попадаем в другой мир. Со своими красками, запахами и необычными впечатлениями.

 

Алацик внутренне убранство
Алацик внутренне убранство

 

Алацик внутренне убранство
Алацик внутренне убранство
Алацик внутренне убранство
Алацик внутренне убранство

 

Индейский типи, самое темное из посещенных нами жилищ.

Внутри индейского типи
Внутри индейского типи

Большинство интерьеров освещены слабо, одной или двумя стилизованными и вписанными в интерьер лампочками, что создает дополнительную атмосферу и трудности для поспешной фотосъемки.

 

Внутри индейского типи
Внутри индейского типи
Внутри индейского типи
Внутри индейского типи

Скажите мне, кто не играл в детстве в индейцев?

Типи в Музее кочевой культуры
Типи в Музее кочевой культуры

Я играл… Моя скво…

 

Ханская юрта,  стоит на большой телеге.

Хайнская юрта в Музее кочевой культуры
Хайнская юрта в Музее кочевой культуры

Внутри очень богатая и красочная, именно здесь, подойдя к двери, я слышу голос Константина Куксина, рассказывающего посетителям историю Чингиз-Хана.

Внутреннее убранство ханской юрты
Внутреннее убранство ханской юрты

 

На этом время заканчивается, мы сердечно благодарим нашего заложника —  экскурсовода за уделенное время.
Прохожу  по территории музея и снимаю обзорное видео.

 

Возвращаюсь как раз вовремя, во дворе рядом с администрацией все в движении, закончилась лекция Константина Куксина и вот собственной персоной.

Константин Куксин создатель музея кочевой культуры
Константин Куксин создатель музея кочевой культуры

Подхожу, здороваюсь и задаю 3 года мучающий меня вопрос. Какой — не скажу, но получаю вполне удовлетворивший меня ответ.

 

Знакомимся с Анной Ларионовой, она  сегодня будет рассказывать о малочисленном народе севера – ненцах. Анна начинает рассказывать об укладе серного народа на улице, показывает аргиш,  выстроившийся «походным» строем у стен музея, и приглашает всю группу пройти в жилище.

Анна Ларионова экскурсовод Музея кочевой культуры
Анна Ларионова экскурсовод Музея кочевой культуры

 

Согнувшись в три погибели, гости вползают в «МЯ», именно так называется жилище у ненцев.

Мя в Музее кочевой культуры
Мя в Музее кочевой культуры

Термин же «Чум» пришел к нам из языка Коми, и стал собирательным названием для всех жилищ конической формы, составленных из жердей и покрытых шкурами оленей.

Кстати чукчи живут совсем не в чумах, и совсем не простофили и дураки, и именно для этого, для развенчания мифов создан этот музей, но это совсем другая история…

Вползающих на четвереньках гостей, встречает полумрак и уже переодевшаяся в национальные одежды Анна.

Анна Ларионова во время лекции о малочисленном народе севера Ненцах
Анна Ларионова во время лекции о малочисленном народе севера Ненцах

 

Короткий рассказ о национальных правилах нахождения в жилище, о том, где нельзя ходить девушкам, что нельзя делать мужчинам, и группа делится на две части: слева от выступающей на женской половине — девочки и мамы, справа на мужской — парни. Впрочем, когда появляются опоздавшие, Анна разрешает им занять место не на своей стороне, обещая позже провести обряд очищения.

Слушатели лекции в Музее кочевой культуры
Слушатели лекции в Музее кочевой культуры
Слушатели лекции в Музее кочевой культуры
Слушатели лекции в Музее кочевой культуры

Глубоко трепетное лишенное  формализма  уважение к традициям народов, одна из очень важных черт работников музея.

Гости удобно устраиваются на мягких и толстых оленьих шкурах, в центре внимания лектор. Анна молодец, рассказывает и показывает вдохновенно, мастерски вплетая в создаваемое полотно рассказа слушателей.

j45a9850

j45a9947

j45a9950

Перед глазами детей, да и взрослых, проносятся бесконечно далекие просторы тундры, стада оленей,  бесстрашные охотники и красавицы рукодельницы.


j45a9927

 

Вот где настоящая  «Пандора», затерянный и прекрасный мир, народ, живущий в единении и гармонии с природой, не утративший своей самобытности под натиском цивилизаций.

Выбирая активного участника из слушателей, лектор пригашает его в центр «мя» и облачает в национальные одежды.

Сперва мальчика,  в малицу выделанную из оленьих шкур,

Мужская национальная одежда ненцев
Мужская национальная одежда ненцев
Мужская национальная одежда ненцев
Мужская национальная одежда ненцев

а затем и девочку, в платье …

Женская национальная одежда ненцев
Женская национальная одежда ненцев
Женская национальная одежда ненцев
Женская национальная одежда ненцев

попутно рассказывая и показывая об особенностях комплекса национальной одежды.

Время летит быстро, и вот пришел черед рассказа о религиозных верований ненцев.

В руки берется бубен и начинается самая впечатляющая часть рассказа. Анна зажигает одинокую свечу, погасит свет и в практически кромешной темноте раздаются удары бубна, ее чуть изменившийся голос поет старинную шаманскую песню, записанную и переведенную русскими этнографами в 19 веке. Я сижу и представляю, как зачарованно смотрят в темноту ребята, пришедшие впервые в музей, какой неизвестный пласт культуры и информации открывается перед ними, вот именно здесь и сейчас на этих мягких шкурах, вдыхая этот воздух, наполненный запахами далекой и суровой жизни, быть может, рождаются Пржевальские и Миклухо-Маклаи будущего.

И этим бесценен Музей кочевой культуры, пришедший единожды, человек не выйдет из него прежним, он станет богаче.

Стихает песня, зажигается свет и этнографическая программа «Ненецкий чум» подходит к концу, 2 часа пролетели незаметно.

На улице детям дают возможность по практиковаться в стрельбе из  лука.

j45a9815

а мы отправляемся за новой порцией книг.

Константин Куксин писатель, и нет повода не купить его произведения.  К сожалению, сборник замечательных стихов «Аргиш слов» закончился,

j45a0141

поэтому обхожусь одной книгой, о североамериканских индейцах.

И вот мы снова идем по серым и грязным улицам Москвы, а в душе лежит и греет небольшой кусочек янтаря, подаренный музеем и его людьми. И я понимаю, что на смену одной мечте пришла другая —  принять участие в одной из экспедиций музея.

Поживем, увидим.

Куксин и его команда воодушевляют.

 

Справочно по пунктам

как попасть в Музей кочевой культуры:

 

 

 1. Гарантированно посетить одну из интерактивных программ можно только по предварительной записи.

 2. Список интерактивных программ на 1 ноября 2016 года :

Этнографические (экскурсии): монгольская юрта,  киргизская юрта, шатер кочевников Тибета, ненецкий чум, чукотская яранга, шатёр бедуинов, шатёр туарегов, цаатанский чум, жилище масаев, юрта сказок (2 части), индейский типи, цыганский шатер, музей экспедиций («Урал-4320» ).

Исторические (экскурсии)  Юрта-штаб (История Монголии ХХ века),  Ханская юрта (История Чингиз Хана) (4 части),  Индейские войны (Война Севера и Юга), Чукотские войны.

Религиозные (лекции)  Шаманизм, Буддизм (2 части), Ветхий завет (2 части), Новый завет,  Ислам,  Религии индейцев Северной Америки,  Христианские конфессии.

 

3. Единственно эффективно работающий способ запись по телефону: + 7 916- 513- 31- 48 (10.00-19.00)

4. Адрес музея: г. Москва, ул. Авиамоторная, 30, корп.А (900 метров от станции метро Авиамоторная)

Маршурт в Музей кочевой культуры
Маршурт в Музей кочевой культуры

 

5. Информация в интернете:

Официальный сайт: http://www.nomadic.ru

Группа vkontakte: https://vk.com/club11671760

Группа facebook: https://www.facebook.com/nomadic.ru

 

5. Аудиозаписи рассказов Константина Куксина, можно послушать и скачать здесь: http://radiomayak.ru/guests/guest/id/218002

 

Оставить ответ