Хребет Нары

Южный Урал Хребет Нары — NoneStop. (карты +GPS track)

размещено в: Путешествия | 5

Страдание — личный выбор каждого.
© Харуки Мураками

Лето 2014 года было в самом разгаре, а я еще ни разу не был в Южно-Уральских горах, и причина то вроде бы уважительная, соревнования… но на душе от этого было не легче.
Масло в огонь печали добавляло осознание того факта, что вот уже скоро-скоро, 7 июля, мне должно было исполниться 30 лет, эта цифра давила своей «округлостью» и нет-нет да заставляла задуматься о жизни.
Наверное, озвученное выше послужило главной причиной выбора, павшего на один из самых сложных и протяженных хребтов Южного Урала – хребет Нары́ (ударение на буквы Ы).
Что размениваться  по мелочам: «Еду на Нары», – решил я, никаких соплей и запасных дней. Один день на заброску, один день на прохождение, в понедельник на работу.  Это будет достойный подарок себе самому к 30-летию.
5 июля в субботу выехали как никогда поздно, к обеду были в поселке Верхний Катав.  Остановились у озера, пообедали и обсудили план заброски. Именно план, потому что на хребте Нары как на войне и противоборствующая сторона – это егеря, охраняющие подступы к территории Южно-Уральского заповедника, а хребет Нары полностью находится на его территории.
Мой план был как «все гениальное – просто».
От Верхнего Катава идет дорога прямо через  седловину разделяющую хребты Зигальга и Нары. Часть этой дороги находится не в заповеднике, мы как можно быстрее едем по этой дороге до шлагбаума и запрещающего знака, до границы, там я десантируюсь в лес, а Таня уезжает обратно,  и мне остается пройти по азимуту всего 2-3 км.
Хорош был план на бумаге, да жизнь внесли свои коррективы: дорога, выглядевшая  на гуглснимках хорошим лесным хайвеем, на поверку оказалась сильно разбитой, с глубокими лужами и колеей. В один момент, выйдя оглядеть очередную разбитую часть дороги и пройдя метров 50 вперед за поворот, я увидел движение, приглядевшись, понял – это уазик скачет на ухабах. Добежав до машины, схватив заранее подготовленное снаряжение, через пару минут я сидел в дебрях мордохлыста, облепленный слепнями, мошкой и т.п. адской живностью.  На дороге слышался скрип тормозов, разговоры. Как потом оказалось, это на самом деле были лесники, интересовались кого высадили девчонки, пугали тем, что пробьют машину по номерам…))) Это конечно было очень страшно, но девушки не испугались, включили дур, и не солонахлебавшись егеря уехали обратно, как я подозреваю, ловить меня на горе Шелом, а я же в свою очередь направился совершенно в другую сторону.
Подход под хребет был долог и неприятен, заросли сорного леса, трава, болота. За страдания был награжден рекой Катав: вышел в очень красивом месте, как потом я увидел на карте, это был один из немногих участков с обрывистыми скальными берегами.

Река Катав, Южный Урал

До вершины оставалось 1-2 часа ходу и у меня был большой запас времени, я с наслаждением предался на берегу реки  нудистскому отдыху. Загорал, пил чай и купался.
К 4 часам вечера поднялся на скалы северной оконечности хребта, погулял, сходил на скальную вершину,

Северная оконечность Хребта Нары

расположенную в километре по направлению моего движение, оглядел первый участок пути, присвистнув от увиденного. В общем, суббота прошла в безделии, любовании горой Шелом, закрывающей пол горизонта и самокопании.

Большой Шелом с хребта Нары

Изучаю карту Южного Урала
Закат над Нарами
Вид на Ямантау с хребта Нары

Спать лег после заката.
Встал до рассвета. Предрассветный мрак, лишь вдали светятся огни Верхнего Катава, да горизонт на западе побагровел. На часах 4 утра, завтракаю предусмотрительно заваренной вчера гречкой, собираю не хитрый скарб и подгоняемый попутным ветром начинаю свой маршрут.
И так, сегодня 6 июля,  и я иду по хребту Нары. Моя цель пройти хребет быстрее, чем за 24 часа. Я полностью автономен и несу в рюкзаке следующий скарб:
1. Рюкзак Bask light 69  мой любимый «среднемагистарльный рюкзак» отлично работает в пеших походах до 2 недель автономки. Вес 900 гр.
2. Палатка Marmot Bive Вес. 800 гр.
3. Спальник Saleva – очень тонкий и старый. Вес 600 гр.
4. Коврик купленный в магазине «Планета спорт» — очень легкий и хрупкий 220 гр.
5. Фальшефеер+ сигнал охотника. Для отпугивания диких зверей
11. Куртка
12. Перчатки поларки
13. gps треркер  — spot 2
14. еда. Быстрые углеводы около 3000 ккал. + один прием горячей пищи.
15. гидратор —  как показывает практика из гидратора пить на много экономнее, что не маловажно при траверсе Южно-Уральских хребтов.
16. запас воды 5 литров.
17. Штатив
18. на поясе фотоаппарат Сanon 5D mark3 стекло 24-105
18. палки телескопические.
+ всякая мелочь, ремнаборы, растопка, мелочи, индивидуальная аптечка.
Итого стартовый вес получился около 15 кг. Что совсем не мало.

Хребет показывает зубы с первых шагов, заросшая лесом северная часть, казавшаяся легкопроходимой, на поверку оказывается мешаниной скал, буреломов и травы закрывающей все эти прелести с головой.

На хребте Нары

Шелом на рассвете

За спиной разворачивается светопредставление: в золоте купается темная громада шелома, а я даже остановиться не могу, 5 секундное замедление и глаза, нос рот облепляют насекомые. Вокруг меня с глухим гудением вьется рой мух. Одно спасение – скорость.
За 2-3 км до горы Копешка высокая трава и буреломы заканчиваются и начинаются альпийские луга, редкие ельники с землей поросшей мхом.

j45a0424Очень разительная перемена, казалось бы набрал высоты всего метров 100-150. Не иду, а лечу, скорость вырастает раза в 2,  уже видна вершина горы, и правда похожая на свое название.
В последний момент успеваю зажмуриться, а может быть, это происходит уже позже, сильная боль пронзает левый глаз. Ах, как же я ее не заметил, и очков не было на глазах… острая длинная еловая ветка. Ощупываю глазницу, не знаю, как тактильно выглядит выбитый глаз, но мой вроде бы на месте, правда что-то влажное под пальцами есть. Снимаю себя на фотоаппарат

Олег Чегодаев

небольшая ссадина в 2-3 мм от глазного яблока. Мда…, одеваю очки и иду дальше. Очки в этот день, я в лесу не снимаю до заката.
Через 4 часа после старта я на горе Копешка, отдыхаю 15 минут. Нахожу записку туристов дружественного мне клуба Спутник из Уфы. Расстраивает тот факт, что записка лежит в разбитой стеклянной банке. Видимо теперь на десятки, а может быть и сотни лет вершина горы будет усеяна стеклами. Обозреваю окружающие виды.

Ямантау белевший снежниками далеко на горизонте утром, стал ближе, вот уже и массив Кашкатуры виден, моя промежуточная цель, до которой я надеюсь дойти за 8 часов

j45a0429

Шелом уже начинает теряться в дымке.

j45a0426

Иду дальше, хорошая дорога по лесотундре продолжается еще пару километров и переходит в более-менее проходимый лес с травой от пояса до выше головы.
Нары вообще отличается от предыдущих моих хребтов обилием травы, буреломов и скал и меньшим количеством курумов. Так же одной из отличительных особенностей Наров можно назвать отсутствие сильных понижений хребта. Фактически единственный глобальный спуск это урочище Улубиль.
Неприятным сюрпризом становятся гадюки, буквально с разницей в 30 минут встречаю две. Одну полосатую другую иссиня-черную.

Змея на хребте Нары

j45a0436

Следующий раз отдыхаю на вершине 1168.2 над Наринскими полянами. Появляется связь (билайн)  и Интернет.

До скального города и Кашкатуры отсюда уже рукой подать,  все те же скалы, трава и буреломы. В траве плыву как в воде, раздвигаю перед собой заросли палками. Встречается много звериных следов, лёжек.
К 17 часам выхожу на плато Скального города, его причудливые башни толпятся справа, траверсирую пару локальных вершин у подножия по курумам. Нахожу замечательный родник, вытекающих из-под очередного курума прямо у подножия горы.

j45a0477

В паре километров впереди уже виднеется вершина 1327.8, в народе именуемая Кашкатурой. Путь к ней проходит по изумительному ровному, лишенному  буйной растительности «полю».
К этому моменту я уже активно двигаюсь более 12 часов, поглощая преимущественно только быстрые углеводы в виде всевозможных сладких батончиков. И организм дает мне не двусмысленно понять, что ему нужно что-то более существенное для работы в таком же режиме. Начинает пошатывать, понимаю, что это первые признаки того, что очень скоро я «заголодаю». Падаю под одной из карликовых елочек и делаю 30 минутный привал. Варю лапшу быстрого приготовления с сыром, ем хлеб.
Через 40 минут я на вершине Кашкатуры, как будто и не было усталости, иду дальше. Перейдя через вершину, принимаю решение спустить вниз в районе ручья      «Мунялк». В памяти рождаются воспоминанию, как быстро мы проходили этот участок раньше, и через пару часов я планирую начать подниматься на вершину 1194.4.
Бессильная ярость охватывает душу, проклинаю себя за излишнюю самоуверенность и страсть к построению планов. Трава небывалой плотности встает на моем пути, камни, овраги ручьев и поваленные ели, ощетинившиеся острыми ветками в густой растительности.
3,5 часа пробираюсь эти 7 км до начала подъема  на следующую часть хребта, тратя и так не много оставшихся сил.
Снова набор сброшенной высоты, поднимаюсь  с урочища Улубиль на последнюю часть хребта по курумам, а за спиной встает  и тает в дымке мой сегодняшний путь, я смотр назад и понимаю, что оставшиеся 7 километров скал, курумов и непролазных еловых зарослей ничто, и скоро я сделаю то, о чем давно мечтал.

Хребет Нары

Я не преувеличиваю описывая последний участок, на самом деле он один из самых сложных в техническом плане, но я ходил по нему уже 2 раза, я его не боюсь. Где-то чуть приспустившись, где то наоборот напролом через ельники и скалы я ломлю вперед.  Ведь там впереди ждет меня любимая женщина.
На последних двух километрах солнце садится за хребет Белягуш, причудливые пятна красного закатного света играют на внутренних скалах, пробиваясь через щели и ветви.
В сумерках выхожу на скальную оконечность хребта Нары.
На таймере 18 часов 25 минут и 52 километра пути.
Опускаюсь на камень. Записываю трек, звоню группе поддержки и говорю, чтобы ждали не раньше 2 часов ночи, ведь я закончил траверс хребта, но мне еще надо выйти на Белорецкую трассу, а это от 7 до 15 км, смотря как идти.
Ноги и проведение решают вопрос дороги за меня, не найдя дорогу в обход горы 894,0 ухожу прямо по азимуту. Поляны  заканчиваются и начинается лес, затем лес переходит в овраги, изрезанные ручьями, заросшие густым подлеском и травой. Проваливаясь в ямы, путаясь в тонких переплетенных стволах деревьев, где-то идя прямо по стволам, упрямо продираясь исключительно прямо, в голове одна мысль вперед, и медленно, но неизбежно сокращающиеся километры.
В один из особо тяжких моментов бросаю взгляд на часы и вижу, что настало 7 июля 2014 года, мне исполнилось 30 лет.
«Хм, поздравляю тебя с днем рождения, мужик» –  говорю я себе. «Знаешь, а ты такой же дол…еб, как и был» – подвожу я итог своим мыслям.
К 2 часам ночи выхожу на трассу, где отдаю себя в заботливые руки.

После траверса хребта Нары

Маршрут траверса хребта Нары

5 ответов

1. sasha-shelom

КРУТЯК! Здесь время когда-то остановилось и теперь течет каким-то своим неспешным ритмом, подвластным лишь ветру и солнцу. Был на всех хребтах и высших точках Южного Урала, а здесь не был. Каждый уважающий себя турист должен ПОСЕТИТЬ ШЕЛОМ ,ЯМАН-ТАУ , НАРЫ и ЮРЮЗАНСКУЮ ДОЛИНУ

2. Виталий-тоже уралец

Дорогие мои одиночки! Подскажите — как зимой и коллективом на Кашкатуру попасть? С Инзера — выловят на дороге вдоль речки, с Катавки тоже ведь выловят! А очень хотелось бы пожить в 2018 году неделю в скальном городе!

3. Алексей

А где же трек?
    Было бы очень полезно скачать его

4. Ольга

Ага, в названии статьи указано, «карты + трек», а трека нет