Южный Урал None Stop – Хребет Шатак

Южный Урал None Stop – Хребет Шатак

размещено в: Туризм | 3

Голова пухла от насущных дел, задач и целей, что ж клин клином вышибают, решил я, чтобы разгрузить голову, надо дать опухнуть ногам.

Открыл сайт тысячники Урала, окинул взглядом карту.

1000 южного Урала
1000 южного Урала

 

С недавних пор частенько пользуюсь их информацией для выбора маршрута на выходные. Коль уж ввязался в проект, надо потихоньку собирать вершины. А на сайте все наглядно и удобно.

Сперва взгляд упал на хребет Бакты, давно хотел его, решил быть по сему. Продумал логистику, напечатал карту, но в последний момент засомневался.

И нашел 3 причины отложить Бакты на осень:

  1. Для исполнения задуманного надо было 2,5 дня, а это показалось слишком дорого.
  2. Закрыл глаза, вспомнил как проходил северную часть хребта Нары в это время и вздрогнул. Скалы, камни, буреломы, скрытые травой по горло, а над всем этим барражируют эскадрильи слепней. Лето безусловно одно из самых неприятных времен года для путешествия по дикому Южному Уралу
  3. Представил, как бесподобны будут в декорациях  зимы или золотой осени скальники хребта Бакты…

В общем карта Бактов ушла в планируемое, открыл еще раз сайт тысячники Урала.

Взгляд упал на девственно чистый для меня хребет Шатак, к стыду своему ни разу не был на нем, но знал, что хребет достаточно прост для прохождения. Платообразный хребет, увенчанный тычками скальных вершин, а между ними густая сеть лесных дорог. Для взятия всех вершин хребта хватит одного дня.

Хребет Шатак и его не взятые тысячники
Хребет Шатак и его не взятые тысячники

Решил брать Шатак в воскресенье, а в субботу за пол дня взять  2 отдельно стоящих тысячника на хребет Уралтау и один пропущенный мной на хребте Суртанды.

Утром в 11.00 в субботу выехал в сторону Белорецка, две безымянных вершины дались не так просто, как это казалось дома, планируя по карте. Опять трава, камни под ней, ощерившиеся острыми ветками поваленные сосны и пот, заливающий глаза.

Вершинки не очень интересные, одна (1031,2 м.), я взял ее первой, приятный скальник и небольшие курумы, вершину  венчает деревянная вышка.

Хребет Урал-Тау, вершина 1031,2
Хребет Урал-Тау, вершина 1031,2
Хребет Урал-Тау, вершина 1031,2
Хребет Урал-Тау, вершина 1031,2
Хребет Урал-Тау, вершина 1031,2
Хребет Урал-Тау, вершина 1031,2

Вторая совершенно невыразительная (1008 м.), покрытая лесом.  Не делал бы проект #тысячникиюжногоурала, никогда не добрался бы до нее, но в этом его и прелесть этого проекта.

Вершина 1008, хр. Урал- Тау
Вершина 1008, хр. Урал- Тау

 

 

СКАЧАТЬ  GPS треки маршрута на вершины 1008, 1031,2 хребта Урал-Тау

Потратив больше времени, чем планировалось, заторопился на третью вершину, до заката оставалось 2 часа, а мне предстояло проехать 80 км, найти место где оставить машину и успеть подняться на хребет.

Бросил машину в поле, в 500 метрах от дороги, схватил рюкзак и заторопился на Суртанды,

У подножия хребта Суртанды
У подножия хребта Суртанды

хребет брат близнец хребта Крака, очень интересный и необычный для этой части Урала, скорее похожий на что-то более южное. Плавные гребни спускаются к подножию, с одной стороны поросшие густым лесом, с другой голые, и граница леса проходит четко по водоразделу хребта. По ней идеально идти, любоваться окружающими видами, все плавно, и весь хребет можно пройти, не спускаясь вниз.

Успел вбежать наверх на открытую часть хребта до заката,

На хребте Суртанды
На хребте Суртанды

 

но солнце спряталось за тучки, ничего интересного не случилось. Нашел более менее ровню площадку для моего биваквзака, пару минут «покурил карту», решил, что если сегодня не возьму вершину, завтра не успею исполнить задуманное на Шатаке, вздохнул и отправился в ночь по хребту.
В одну сторону предстояло пройти 5 километров, как и писал выше, путь лежит по водоразделу,

Вечер на хребте Суртанды
Вечер на хребте Суртанды

 

если не считать редкие, легко обходимые скальники, идется по нему очень удобно.

Вечер на хребте Суртанды
Вечер на хребте Суртанды

Это понимают и животные, по всему хребту наверху настоящие  дороги, идти по ним  очень удобно, но немного тревожно, звериные тропы не лучшее место для ночных прогулок.

На вершину (1038.3) вышел уже в темноте, расступился лес, и предо мной предстало то, чего я раньше никогда не видел в горах Урала.

Вершина горы 1038 хр. Суртанды
Вершина горы 1038 хр. Суртанды

Высоченная (10-15 метров)  триангуляционная вышка, старая, на сгнивших опорах, но еще выдерживающая напор времени и непогоды. Это был волнительный момент, конечно, я не ожидал увидеть такое здесь. Первая мысль залезть, но походил, попинал изрядно сгнившие опоры, и решил, что не стоит это делать ночью и одному, может быть зимой, когда снег укрепит основу.

Сел на землю, уперся спиной в дерево, уперся руками в колени, ИСО и выдержку повыше, и на задержке дыхания кадр.

Теперь обратно. К рюкзаку  вернулся к 12 часам ночи.

Ночь на Южном Урале
Ночь на Южном Урале

 

А вставать  уже к 4 утра, быстро поставил бивак и на боковую.

Будильник на навигаторе запиликал ровно в 4 утра, по шелесту дождя и  порывам ветра, стегающим полог моего укрытия,  понял, что восход не состоится. А значит можно еще немного поспать.

Встал в 5, быстро собрался и спустился к машине.

Бивакзак на склонах хребта Суртанды
Бивакзак на склонах хребта Суртанды

СКАЧАТЬ GPS трек на вершину 1038, хребта Суртанды

Предстоял интересный и насыщенный день, несмотря ни на что, несмотря на ветер шквалами и дождь зарядами.

 

Классический и самый удобных вход на хребет Шатак со стороны поселка Верхний Авзян, отличная дорога идет прямо из поселка. Для автомобилей повышенной проходимости вполне проходима до вершины хребта. Я поднялся на 3 километра от поселка и оставил машину на обочине.

В 8.30 вышел наверх, дорога идет постоянно вверх, петляет между коряво-красивыми лиственницами и полянками, густо поросшими травой.

Дорога на хребет Шатак
Дорога на хребет Шатак

Примерно через  8,5  километров первая  вершины тысячник г. Катушка (1043 м.) — скальный гребень.

Вершина горы Катушка 1043
Вершина горы Катушка 1043

Немного лазания по громадный наклонным плитам, и мне впервые открывается панорама хребта. На севере предстоящий путь и следующая вершина в 1,5 километрах.

20 минут и я  на второй вершине (1026 м.), погода улыбается мне, тучи расступаются, и показывается солнце.

Вид с вершины 1026. Хребет Шатак
Вид с вершины 1026. Хребет Шатак

Вид с вершины 1026. Хребет Шатак
Вид с вершины 1026. Хребет Шатак
Вид с вершины 1026. Хребет Шатак
Вид с вершины 1026. Хребет Шатак

Вершина такой же скальный гребень как и предыдущая, но сложена уже мелкими осыпным плитняком. Он мокрый и противный, едет под ногами на спуске, пару раз хорошо прикладываюсь рюкзаком об склон.

Все бы ничего, но в рюкзаке фотоаппарат да объективы.

Впервые поленился, глядя на погоду и помня поставленные цели, не стал использовать схему переноски фототехники на поясе, и жалею в этот момент об этом.

3-х километровой перегон по лесной дороге до вершины Капкташ (1099 м.).  Погода портится, ветер, ливень.

Неожиданная встреча,

небольшой табун, красивых, лоснящихся лошадок. Стоят спокойно, не боятся.

Начинаются знаменитые конгломераты хребта Шатак, идя к вершине, выхожу на красивую обвалившуюся  скалу.

 

Вершина Капкаташ двойная,  беру обе. Поднимаюсь наверх в разгар непогоды, ветер, дождь, нулевая видимость. Камеру не достаю, быстрее вниз под защиту скал и леса. От солнца до леденящей погоды в горах 15 минут.

От вершины 1141 пешком по обширной лесотундре, обдаваемый ледяным косым дождем, по азимуту на гору (1208 м).

На вершине опять солнышко, в разрывах облаков. Следующий азимут (2,5 км) залезаю на скальный  гребень Большого Таштырта  (1142 м.)

Опять на дорогу и к  вершине 1271, хороший автомобильный след проходит от нее буквально в 300 метрах.

Погода, сменившаяся в очередной раз на ветер и дождь, в очередной раз меняется на солнце, но стоит мне достать камеру, как подкравшееся сзади облако все скрывает.

Беру для порядка две вершины, г. Канкаташ (1275 м. ) и соседнюю 1271 м.

Вот  и закончился траверс хребта, Шатак со всеми главными вершинами пройден за 6 часов 4 минуты, дальше путь вниз, на соседний  хребет Яракташ.

Все по той же дороге сваливаюсь вниз, немного по лесу и траве, я на вершине 1069.

Вершина — скальник, поросший лесом.

Здесь присаживаюсь  и обдумываю ситуацию, что делать дальше.

Сейчас я имею:

Один не взятый тысячник — гора Караташ (1011 м),  до него 7-10 км в одну сторону;

Сегодня я уже прошел 25 километров,  с этой вершины  обратно еще 20 километров;

Сейчас 16.00,   до заката  5,5 часов;

В Уфе мне нужно быть в 2 часа ночи;

Начал болеть подвернутый вчера пару раз голеностоп.

Тааак… если я иду сейчас обратно я спокойно укладываюсь в 3-4 часа до машины, и возвращусь в Уфу (350 километров) без излишнего риска и героизма к назначенному контрольному времени.

Но! Если я ухожу обратно, у меня остается  один не взятый тысячник, а это значит мне придется вернуться сюда, еще раз, и потратить на него как минимум 1 день жизни, цена на мой взгляд слишком высокая, решаю брать вершину Караташ сегодня.

Бегу по дороге вниз, пересекаю урочище с очень точным названием «Грязь», утопая в жиже по голень. Затем, отвоевывая сброшенную высоту, поднимаюсь на вершину Караташа,

Хребет Шатак с севера
Хребет Шатак с севера
Хребет Шатак с севера
Хребет Шатак с севера

со склонов горы открывается вид на чернеющий в тучах Шатак. Беру последний запланированный на эти выходные тысячник. Вершину горы венчает черный камень, воткнутый в скалы. Обнимаю его и делаю победное селфи.

На вершине горы Караташ
На вершине горы Караташ

Итого 12 шт, за 2 дня, хороший результат на мой взгляд.  Расстояние между последними вершинами 7,5 километров.

Опять занимаюсь арифметикой.

Если возвращаться обратно по хребту, путь составит 27,5 км, до заката 3,5 часа. Выехать я смогу не раньше 23.00, а это значит к 2.00 в Уфу я не успеваю.

Смотрю на карту, можно вывалиться на трассу в районе поселка Узян, примерное расстояние 11 км, поймать попутку добраться до Верхнего Авзяна, и потом 3,5 км в гору до машины. Этот вариант не лишен риска, поймать попутку вечером в воскресенье на малооживленной трассе грязному, мокрому, вонючему мужику бывает трудно, но я мастер автостопа «по Чегодаевски»  — у меня есть деньги)), а  с ними автостоп всегда значительно проще. Решаю рискнуть, если получится быстро застопить машину, вполне смогу успеть  к назначенному времени в Уфу.

Припускаюсь вниз, дорога петляет по склонам гор, то становится совсем не проходимым болотом, то идеальной для бега.

Дорога стелется одна, без ответвлений и перекрестков, убираю навигатор в карман, чтобы не мешал во время бега, через несколько метров достаю, смотрю где я и понимаю, что я бегу под углом 90 градусов к дороге и этот путь на картах не отмечен.

Злюсь, но я не видел ответвлений и перекрестков, хотя, может быть, просто упустил на бегу. Возвращаться уже поздно, эта дорога на 3-4 км длиннее, но тоже должна вывести  на трассу.

Бегу, посматриваю в  навигатор, дорога в очередной раз выделывает неожиданное коленце, удлинившись еще. Но отступать и возвращаться уже некуда, медленно, слишком медленно, но все же неумолимо приближаюсь к трассе. Оставшиеся 3-4 километра пробегаю по хорошему грейдеру и вываливаюсь в районе поселка Кагарманово.
18 километров!!  Знал бы, что так будет, пошел бы по хребту обратно, но в данный момент от этого послезнания никакой пользы.

До заката 30 минут и надо кровь из носа поймать  машину. С наступление темноты задача усложнится.

Достаю тысячу рублей, голосую. Попутных машин почти нет, две проехавших полные.

Решаю изменить тактику,  вижу молодого деревенского парня копающегося в огороде метрах в 200 от меня. Кричу, спрашиваю нет ли кого в деревне, кто готов заработать 1000 рублей за 20 километров пути. Парень пожимает плечами и продолжает свой не хитрый труд. Но семена уже посеяны. Вижу, как он посматривает периодически на меня и на дорогу. Через 5 минут, готов отвезти меня на видавшей виды, дребезжащей «тринашке». Едем в Верхний Авзян, а в это время момент приходит СМС от Татьяны, что все отменилось на завтра и можно не торопиться в Уфу. О, как же я рад, даже несмотря на то, что из-за попытки уложиться в КВ я окончательно добил голеностоп, которых опух и болит, и потратил 1000 рублей.

Но зато я могу теперь делать все спокойно.

Последние километры до машины от Верхнего Авзяна даются особо тяжело.

Карта маршрута NoneStop Шатак
Карта маршрута NoneStop Шатак

Траверс хребта пройден за 6 часов 4 минуты.

Все 9 тысячников в данной районе взяты за 12,5 часов

Общая дистанция пройденная за это время 59,2 км.

СКАЧАТЬ GPS трек маршрута по хребту Шатак 

На этом можно было бы завершить свой рассказ о хребте Шатак.

Но, так как я теперь никуда не торопился, решил заночевать и вернуться в Уфу только утром. Благо прогноз погоды на рассвет был благоприятный.

Уже сев в машину, нашел клеща, впившегося сзади в плечо, 5 минут борьбы, сдавленные матюги, головокружительные искривления позвоночника и я сдался. Достать этого красавчика, не разорвав на части, без посторонней помощи положительно было не возможно. Нашел дежурного фельдшера в Верхнем Авзяне,  2 минуты и я опять одинок.

Доехал до поселка Кага, свернул с дороги в поле, укрылся спальником и заснул сном грешника. Сном назвать это сложно: неудобная поза, болят и затекают натруженные за день ноги. Но ставить палатку нет смысла, спать предстоит всего 4 часа, рассвет в 4.30, а встать надо крайний срок за пол часа до него.

В 4 часа сработал будильник, за лобовым стеклом многообещающий пейзаж.

Растворенные в тумане силуэты деревьев, а на небе еще светятся утренние звезды. То, что нужно для хорошего туманного рассвета.

Нагруженные вчера ноги болят и не благоволят к прогулкам, поэтому  решаю попробовать сделать фоторепортаж о южно-уральском рассвете не выходя из машины. Рассказать о красоте родного края, доступной обычным людям, оказавшимся на дороге Серменево — Старосубхангулово ранним утром.

За пол часа до рассвета объезжаю окрестности, выискиваю виды.

Поднимаюсь на гору и любуюсь видом на поселок Кага. Одинокие огоньки горят в долине, кто эти труженики вставшие до рассвета? может фотографы?

Виды с дороги открываются замечательные, надо только уметь видеть.

Как часто мы пролетаем на громадной скорости мимо таких мест, где, остановись на минутку, и позитивных эмоций получишь на весь день с запасом.  

 

Солнце неспешно восходит над Южным Уралом, а я неспешно качусь ему не встречу.

 

Я доволен и счастлив. Поездка удалась на все 200%. Дистанция пройдена, ноги нагружены, голова перезагружена и наполнена утренним золотым солнечным светом.

Теперь можно ехать домой, творить с чистой совестью новые украшения. Заряжать их дикой энергией Южного Урала.

А напоследок  пожелание: не забывайте друзья смотреть по сторонам, когда ездите по нашим дорогам.

Но, конечно, соблюдая скоростной режим ;- )

3 ответов

  1. Ну наконец-то! Отличный отчёт!
    Действительно, нет ничего лучше раннего утра на дороге Серменево-Старосубхангулово.
    Хотя есть — раннее утро в Каге!

  2. Да, бывал в тех краях, в районе Старосубхангулово, действительно виды и на дороги хороши, тоже с фотиком, постоянно останавливался, только на закате щелкал:)
    Олег, каким вы навигатором пользуетесь?

Оставить ответ