Главная туристическая цель Урала (история попыток прохождения)

размещено в: Разное | 7

Транс Урал – полное или фрагментарное прохождение

в едином маршруте всех 5 частей Урала

(Южный, Средний, Северный,

Приполярный, Полярный).

 

ОБНОВЛЕНИЕ 

ВНИМАНИЕ: в 2021 году данная туристическая задача на Урале была решена. 

за 109 дней, был пройден весь Урал от широтного течения реки Урал на юге до горы Константинов камень на севере. 

ПОДРОБНЕЕ О МАРШРУТЕ ЗДЕСЬ: Уральская экспедция Олега Чегодаева 

 

«Прохождением всего Урал в одном маршруте» — главная нерешенная туристическая проблема в наших горах. На протяжение десятков лет она не дает покоя многим поколениям туристов. Уверен, почти каждый путешественник, ходящий по Уралу хоть раз, да задумывался над его полным прохождением, но, как это часто  бывает, мечтают многие, а делают единицы.  Именно им и будет посвящена данная статья.

На вопрос «почему так притягателен Урал в качестве одного большого маршрута» ответить легко, достаточно взглянуть на карту или спутниковый снимок Евразии. Грандиозный горный хребет, делящий страну на 2 части, узкий как дорога, он протянулся более чем на 2500 километров от Оренбургских степей до полярных пустынь. И что важно, Урал – пешеходен, среднегорье до 1900 метров на всем протяжении идется ногами, не требует специального альпинистского снаряжения.

Дополнительным источником мотивации к преодолению Урала служит популярная во всем мире практика «туристических троп», на западе развивающаяся уже на протяжении многих десятилетий, в России набирающая популярность в последние годы. Идеи создания «Большой Уральской тропы» последние годы не сходят с туристической повестки, правда, остаются только идеями, что в целом предсказуемо, так как в обозримом будущем, по моему мнению, создание единой туристической тропы, идущей через весь Урал, невозможно.  Слабая туристическая инфраструктура северной половины хребта, суровый климат, значительная протяженность не позволят создать на территории Урала, туристический объект, аналогичный известным всем национальным тропам США  и наполнить его трафиком.

Прохождение Урала будет вызовом и достойной целью отдельных проектов еще очень долго.

 

Если создание Большой Уральской тропы, на мой взгляд, выглядит не реализуемо, то первое прохождение всего Урала в линейном маршруте, решение его  главного туристического вызова, вполне вероятно уже в ближайшее время.

Для того, чтобы приблизить это время, я решил сделать свой небольшой вклад в подготовку и мотивацию туристов, собрать и проанализировать  факты о максимально длинных линейных трансуральских маршрутах.

Всего мне удалось найти информацию о 4 маршрутах, с которыми я предлагаю вам кратко ознакомиться:


1. Николай Рундквист, Борис Васин, Борис Добровольский, Андрей Зорин, Александр Корж, Леонид Полянский, Сергей Разборов, Сергей Ткач

Даты прохождения маршрута: 23 апреля – 21 июля 1991 год (100 дней)

Протяженность маршрута: 3335 км

Скачать восстановленный по картам из книги «100 дней на Урале» трек: 100 дней на Урале (маршрут Рундквиста по книге)

Смотреть восстановленный по картам из книги «100 дней на Урале» online  трек: 100 дней на Урале трек 

Способ передвижения: велосипед, байдарка, пеший, катамаран

Нитка Маршрута:  г. Магнитогорск – г. Белорецк – пос. Верхнеаршинский – дер. Тюлюк – гор. Иремель – г. Златоуст – гор. Откликной гребень – гор. Юрма – г. Кыштым  — г. Ревда —  сплав по реке Чусовая до города Чусовой – г. Кизел – гор. Косьвинский Камень – гор. Конжаковский камень – г. Карпинск – г. Ивдель – пер. Дятлова – хр. Маньпупунер – гор. Торрепорреиз – гор. Атертумп – гор. Маньянгтумп – гор. Маньхамбо. Южная – р. Щугор – р. Торговая – гор. Неройка – гор. Манарага – гор. Народная – гор. Грубеиз – гор. Скальная – гор. Пайер  — пос. Приполярный – гор. Харнаурдыкеу – оз. Большое Щучье – гор. Хутасангэрей – р. Нярмаяха – гор. Константинов Камень – сплав по реке Кара – пос. Усть-Кара

Маршрут Рундквиста по Уралу
Маршрут Рундквиста по Уралу

 

Маршрут был спланирован и реализован под руководством Рундквиста Николая Анатольевича, в течение 100 дней основная группа, состоящая из 8 человек, при поддержке многочисленных вспомогательных групп прошла комбинированных вело-пеше-водный маршрут по Уралу.

Маршрут Рундквиста через Урал
Маршрут Рундквиста через Урал

 

Не пройденными остались: южная половина Южного Урала, участок Северного Урала от Конжаковского Камня до перевала Дятлова.

Источник: книга 100 дней на Урале

100 дней на Урале скачать

Скачать книгу:  100 дней на Урале (Н. Рундквист) 


2. Сергей Каржаев 

Даты прохождения маршрута: 12 мая – 21 августа 2011 года

Протяженность маршрута: 2500 километров.

Скачать трек: Маршрут Сергей Каржаев ТРанс урал 2011 (восстановленный в ручную)

Смотреть online  трек: Сергея Каржаева Транс Урал 2011

Нитка Маршрута: г. Златоуст – Таганай – гор. Юрма – Незяпетровск – Михайловский завод – река Серга – г. Нижние Серги  — г. Староуткинск – река Чусовая – дер. Баронская – дер. Серебрянка – дер. Сараны – Басеги – гор. Ослянка – Кытлым – гор. Конжаковский Камень – гор. Ольвинский камень – Сосьвинский камень – село Всеволодо-Благодатское – хр. Хозатумп – гор.Эквачахль – гор. Мунитумп – гор. Саклаимсори – Чахль – гор. Отыртен – Вологодская грань – хр. Маньпупунер – гор. Торрепореиз – гор. Маньянгтумп – хр. Маньхамбо – пос. Приполярный – гор. Тельпосиз – рек. Волоковка – река Торговая – озеро Торговое – пос. Нер-Ойка – река Манья – река Парнук – гор. Конгломератная – река Косью – гор. Манарага – гор. Народная – т/б Желанное – река Кожым  —  река Большая Лемва – река Грубею – река Хулга –  река Мокрая Сыня  –  Кушвож –  Чигимхарута   –  река Северная – река Тумбалова –  река Кокпела –  Река Пага  –   река Левая Лохорта –  река Логарта – река Бур. Хойла –  река Макар РузьЮ  –    ст.  река Собь  –  Полярный Урал

Маршрут Каржаева по Уралу
Маршрут Каржаева по Уралу

Весной — летом 2011 года красноярец Сергей Каржаев  прошел маршрут от города Златоуст до станции Полярный Урал. Маршрут был пройден в одиночку, с заброской продуктов и снаряжения в почтовые отделения по пути движения.

За год до прохождения маршрута Сергей Каржаев прошел маршрут по Южному Уралу от города Медногорск до города Златоуст.

Скачать трек: Маршрут Сергей Каржаева 2010 года по Южному Уралу

Смотреть online трек: Маршрут Сергея Каржаева по Южному Уралу 2010 г. 

Не пройденными остались в линейном маршруте: Южный Урал, северная часть Полярного Урала.

Интервью Сергея Каржаева о его маршруте:


3. Кирилл Фронюк.

Даты прохождения маршрута: 15 июня —  24 августа 2019 года (71 день)

Кирилл Фронюк
Кирилл Фронюк

Протяженность маршрута: 3034 км

Скачать трек: Маршрут Кирилла Фронюка через Урал 2019 г. 

Смотреть online трек: Маршрут Кирилла Фронюка через Урал 2019 г.  

Способ передвижения: пеший

Нитка Маршрута: г. Оренбург – пос. Мраково – пос.  Старосубхангулово – пос. Кага – г. Белорецк – дер. Николаевка – гор. Иремель – дер. Тюлюк – гор. Златоуст  — гор Круглица (Таганай) – г. Крабаша – г. Первоуральск – г. Качканар – гор. Качканар  — дер. Средняя Усьва – гор. Ослянка – пос. Кытлым – гор. Конжаковский  Камень – гор. Карпинск – гор. Ивдель – перевал Дятлова – Маньпупунер – гор. Янгтумп – пос. Приполярный —  пер Пеленер (авто 50 км) – гор Хораиз  — гор Тельпосиз – оз.  Торговое – пос. Неройка – гор Конгломератная —  гор. Манарага – гор. Народная – г. Инта – пос. Елеций – гор. Пайер – г. Воркута – гор. Константинов Камень – Карское море.

Маршрут Фроюка по Уралу
Маршрут Фроюка по Уралу

 

Летом 2019 года, Кирилл Фронюк  пешком частично в одиночку, частично с напарником преодолел маршрут между городом Оренбург и Карским морем. В рамках маршрута было пройдено 2/3 Уральского хребта, совершены восхождения на знаковые и высочайшие вершины всех частей Урала.
Не пройденными остались: южная часть Южного Урала, участок Северного Урала от Конжаковского Камня до перевала Дятлова, часть Приполярного Урала севернее горы Народная и весь Полярный Урал (кроме Константива Камня и горы Пайер).

Источник: группа VK посвященная переходу 

 


4. Владислав Карелин, один из старейших туристов Урала, мастер спорта, заслуженный путешественник России. Прошел от Мугоджар до острова Вайгач в нескольких маршрутах. Разработал проект стадийного прохождения Урала.

Владислав Карелин
Владислав Карелин

Даты прохождения маршрута: 26 декабря 1955 г.  —  07 августа 1990 года

Всего в рамках прохождения всего Урала было совершено 33 маршрута.

Формально маршрут прохождения Урала Кареленым не соответствует заявленным в статье, так как не был единым маршрутом и состоял из нескольких десятков отдельных походов. Но вклад Владислава Георгиевича в развитие идеи прохождения Урала, а также осуществленное им  первое прохождение всего Урала от Пай-Хоя до Мугоджар, не позволяют оставить его маршрут за рамками данной статьи.

Нитки маршрутов которые предстоит еще перевести в текст: Маршруты Владислава Карелина в рамках прохождения всего Урала

 

Скачать трек: Маршруты Владислава Карелина в рамках прохождения всего Урала (восстановлен примерно по записям)

Смотреть online трек: не доступен

Маршруты Карелина по Уралу
Маршруты Карелина по Уралу

Подробнее о пересечении Урала путешественник пишет в статье: Периэгесса Урала

А также в книге: Уральские горы: познание и наименование I часть Познание

Уральские горы: познание и наименование I часть Познание

 

В 2020 году, с Владиславом Георгиевичем было записано большое интервью:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В порядочных статьях принято делать выводы.  Попробую сделать и я. Хотя и не люблю говорить об очевидных вещах. А ведь все очевидно, вот он Урал, он еще не пройден в едином маршруте. Вперед друзья! Надеюсь, смогу вписать сюда наконец победное имя, в ближайшее время.

7 ответов

  1. Иван

    Добрый день. У Вас как знатока Уральских гор, есть понимание и приблизительный трек маршрута через весить урал?

  2. Юрий

    Удачи Олег. ЭТО БЫЛА МОЯ МЕЧТА! ПРОШЁЛ ВЕСЬ ЮЖНЫЙ, СЕВЕРНЫЙ, ПОЛЯРНЫЙ. ЛЮБИЛ БРОДИТЬ ПО ТАГАНАЮ ДО КАРАБАША. СЕЙЧАС ТОЛЬКО СПЛАВ. 🙏

  3. Олег Чегодаев

    странно, если вы прочитали статью, вы должны были заметить, что Кирилл обошел часть Урала по равнине. И из этого совершенно логично следует то, что не прошел весь Урал.

  4. Иван Мельников

    Олег, добавить в этот список Николая Александрова, все-таки человек планировал другой маршрут, вмешались обстоятельства. Ну и плюс, на то время (1994) это был явно более сложный маршрут, чем в современных реалиях…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *